Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Темирова А.С. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного - Югры от 30 июля 2019 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть", установил:
постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Темирова А.С. от 24 июня 2019 года N 253-ОН/44 акционерное общество "Нефтяная компания "Конданефть" (далее - общество, АО "НК "Конданефть") привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2019 года, постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении возвращено последнему на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Темиров А.С. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
При этом необходимо учесть, что если в процессе деятельности предприятия происходит накопление отходов производства, их размещение и хранение с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, то указанное правонарушение образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, которое совершается в форме действия.
Соответственно, дела о таких правонарушениях рассматриваются по месту совершения этих действий.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в соответствии с Приказом N 1583 от 04.10.2018 года была проведена внеплановая документарная выездная проверка.
В ходе проведения административным органом проверки 25 января 2019 года установлено, что АО "НК "Конданефть" допустило нарушение требований пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 июня 2019 года АО "НК "Конданефть" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность постановления должностного лица, судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного - Югры и судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пришли к выводу об отмене постановления, которым АО "НК "Конданефть" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, с направлением дела на новое рассмотрение.
В обоснование данного вывода судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного - Югры сослался на то, что административным органом место совершения правонарушения в постановлении определено неверно, в постановлении административным органом не установлено географическое местонахождение кустовой площадки. Между тем, место совершения правонарушения имеет существенное значение по делу об административном правонарушении, влияет на определение территориальной подсудности при рассмотрении дела по жалобе.
С данными выводами согласился судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не усмотрев оснований для отмены принятого решения.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что должностным лицом в ходе рассмотрения дела допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление должностного лица в соответствии со статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено и направлено на новое рассмотрение.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного - Югры от 30 июля 2019 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть" оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Темирова А.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.