Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника Кириенко Александра Ивановича - Храповой А.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 января 2020 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кириенко Александра Ивановича, установил:
постановлением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 февраля 2020 года, с учетом постановления судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 мая 2020 года, Кириенко Александр Иванович, "данные изъяты" года рождения, гражданин "данные изъяты", признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поступившей в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Кириенко А.И. - Храпова А.Н. просит изменить судебные акты, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе защитника Кириенко А.И, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 15 июля 2020 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Из положений пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09 января 2020 года в 19 часов 05 минут по адресу: "данные изъяты", выявлен гражданин "данные изъяты" Кириенко Александр Иванович, "данные изъяты" года рождения, который, как установлено, прибыв в Российскую Федерацию 19 июня 2019 года в порядке, не требующем получения визы, на срок временного пребывания 90 суток - до 17 сентября 2019 года, с 18 сентября 2019 года в нарушение частей 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" пребывает в Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, от выезда из Российской Федерации уклонялся, таким образом, нарушил режим пребывания в Российской Федерации.
В связи с выявленным нарушением режима пребывания в отношении иностранного гражданина Кириенко А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Кириенко А.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, самим Кириенко А.И. не оспаривается, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09 января 2020 года (л.д. 5), объяснением Кириенко А.И. (л.д. 7), распечаткой сведений ОВМ ОМВД РФ по г. Югорску (л.д. 13-14), сведениями СПО "Мигрант-1" (л.д. 17-18), рапортом должностного лица (л.д. 22) и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Кириенко А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Кириенко А.И. в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации, Кириенко А.И. разъяснены, разъяснено право на услуги переводчика. В протоколе Кириенко А.И. указал, что в переводчике не нуждается. Копия протокола вручена в установленном законом порядке. В объяснении к протоколу Кириенко А.И. с вмененным правонарушением согласился.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Дело судьей рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 КоАП РФ.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Наказание Кириенко А.И. в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. При назначении наказания судья учел характер правонарушения, личность виновного.
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не соразмерно совершенному деянию, не отвечает требованиям гуманизма и справедливости, противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений не могут.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения, в том числе в их интерпретации Европейским Судом по правам человека, не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в тоже время нормы международного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поводом обращения Кириенко А.И. в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на постановление судьи явился факт совместного проживания с гражданкой РФ Котельниковой С.К.
В отношении самого Кириенко А.И. 15 января 2020 года вынесено постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. Судом установлен факт нарушения Кириенко А.И. режима пребывания на территории Российской Федерации, что им не оспаривается.
При рассмотрении дела об административном правонарушении 15 января 2020 года Кириенко А.И. указал на то, что по приезду в Россию по месту пребывания он не регистрировался, на территории России проживал за счет средств сожительницы Котельниковой С.К, родственники в Российской Федерации у него отсутствуют.
В настоящем случае доказательства существования прочных семейных связей у Кириенко А.И. на территории Российской Федерации, которые бы свидетельствовали о необоснованном и несоразмерном вмешательстве органов публичной власти в личные и семейные правоотношения, в материалах отсутствуют.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы не указывают на наличие обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде административного выдворения. При вынесении постановления баланс публичных и частных интересов нарушен не был. Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Кириенко А.И. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений. Оснований для отмены постановлений либо изменения в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не имеется.
При рассмотрении дела Кириенко А.И. участвовал в судебном заседании, при рассмотрении жалобы на постановление извещался надлежащим образом, в реализации процессуальных прав ограничен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 января 2020 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кириенко Александра Ивановича, оставить без изменения, жалобу защитника Кириенко Александра Ивановича-Храповой А.Н.- без удовлетворения.
Заместитель председателя Седьмого
кассационного суда общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.