Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 марта 2020 года по административному делу N 2а-1911/2019 по административному иску Петровой Нины Ивановны к Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка
заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы
УСТАНОВИЛА:
Петрова Н.И. обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным отказа от 08 октября 2019 года N 503/2-п в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в ТСН "ОСТ "Маяк" структурное подразделение "РОНО", участок 97; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении бесплатно в собственность, без проведения торгов, земельного участка.
В обоснование требований указала, что является членом товарищества ТСН "ОСТ "Маяк" структурное подразделение "РОНО" и за ней закреплен участок с условным номером 97, согласно проекта планировки с.п. "РОНО", имеющий кадастровый номер "данные изъяты". Административный истец обратилась в Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов используемого для садоводства указанного земельного участка, в соответствии с требованиями пунктов 2.7 и 2.10 статьи 3 Федерального закона N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Документы, предусмотренные требованиями пунктом 2.8 данной статьи были приложены.
Письмом от 8 октября 2019 года N 503/2-п Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Петровой Н.И. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, поскольку испрашиваемый участок образован не путем раздела земельного участка, а является вновь образуемым из земель, государственная собственность, на которые не разграничена (поставлен на кадастровый учет 30.11.2018 года).
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 26 ноября 2019 года, Петровой Н.И. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 марта 2020 года решение Чернушинского районного суда Пермского края от 26 ноября 2019 года отменено, по делу принято новое решение.
Отказ Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района от 08 октября 2019 года N 503/2-п признан незаконным. На Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Петровой Н.И.
В кассационной жалобе, поданной 27 июля 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда 11 марта 2020 года и принять по административному делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенное судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылаются на то, что ТСН "ОСТ "Маяк", членом которого является Петрова Н.И, земельный участок не предоставлялся. Земельный участок ранее входил в состав земельного участка, предоставленного для коллективного садоводства предприятиям города, в том числе коллективному саду "РОНО". ТСН "ОСТ "Маяк" - вновь созданная организация, и испрашиваемый земельный участок образован не путем раздела земельного участка, а является вновь образуемым из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В суд кассационной инстанции представитель Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края не явился, извещены, просили рассмотреть дело без участия представителя.
Петрова Н.И, представитель ТСН "ОСТ "Маяк" в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Петрова Н.И. является членом товарищества ТСН "ОСТ "МАЯК" структурное подразделение "РОНО" и за ней закреплен земельный участок с условным N "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 550 кв.м. Местоположение границ участка соответствует местоположению границ земельного участка N "данные изъяты" согласно утвержденному "Проекту планировки" структурное подразделение "РОНО".
10 сентября 2019 года Петрова Н.И. обратилась в Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с условным номером "данные изъяты", согласно Проекта планировки с.п. "РОНО" ТСН "ОСТ "Маяк", с кадастровым номером "данные изъяты".
Письмом от 08 октября 2019 года N 503/2-п Петровой Н.И. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок ТСН "ОСТ "Маяк" не предоставлялся, участок образован не путем раздела земельного участка, а является вновь образуемым из земель, государственная собственность на которые не разграничена (поставлен на кадастровый учет 30 ноября 2018 года).
Разрешая заявленные Петровой Н.И. требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок выбыл из состава муниципальных земель до 2001 года был предоставлен под коллективный сад, более к муниципальной собственности не относится и пришел к выводу о том, что еще до того, как истребуемый земельный участок стал использовать административный истец, этот участок принадлежал на праве собственности иному лицу и административный ответчик не наделен правом распоряжения данным земельным участком.
Судебная коллегия по административным делам не согласилась с данными выводами суда первой инстанции, пришла к выводу, что оспариваемый отказ Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района по такому основанию, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земельного участка, предоставленного ТСН "ОСТ Маяк", и является вновь образованным из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не основан на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Фнднрции уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Исполнительного комитета Чернушинского районного Совета депутатов N 174 от 14 мая 1991 года районному отделу народного образования для работников школ и детских садов под коллективный сад предоставлен земельный участок площадью 12, 8 га. пашни из земель государственного запаса (участок аэропорт).
Постановлением администрации г.Чернушка Пермской области N 200 от 27 ноября 1992 года предоставлен земельный участок площадью 12, 37 га. пашни для коллективного садоводства предприятиям города, в том числе РОНО - 3, 65га.
ТСН ОСТ "Маяк" образовано на тех земельных массивах, которые ранее входили в состав садоводческих - огороднических объединений граждан, организованных на территории Чернушинского городского поселения с 1992 года, но не прошедших государственную регистрацию в числе которых и садовое товарищество.
Постановлением администрации Чернушинского городского поселения от 02 июня 2017 года N 529 утвержден проект планировки территории структурного подразделения ТСН "ОСТ Маяк", расположенного по адресу: СНТ "РОНО", в районе аэропорта, г. Чернушка, Пермский край, категория земель: земли населенных пунктов.
Постановлением администрации Чернушинского городского поселения от 11 октября 2017 года N 1021 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории по адресу: структурное подразделение "РОНО", ТСН ОСТ "Маяк" г. Чернушка, Пермский край, общая площадь 550 кв.м, условный кадастровый номер земельного участка "данные изъяты", категория земель земли населенных пунктов, территориальная зона: зона садовых участков (Ж-4), разрешенное использование: "ведение огородничества".
Петрова Н.И. является членом товарищества ТСН "ОСТ "МАЯК" структурное подразделение "РОНО" и за ней закреплен земельный участок с условным N "данные изъяты", площадью 550 кв.м.
Границы земельного участка установлены, сведения о нем внесены в ЕГРН 30 ноября 2018 года. Сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в ЕГРН не имеется.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земельного участка, предоставленного ТСН "ОСТ Маяк", и является вновь образованным из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не основан на нормах действующего законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца. В связи с чем, судебная коллегия краевого суда, признав незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 018 октября 2019 года N 503/2-п, обоснованно возложила на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Петровой Н.И.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы о законности оспариваемого решения сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанций оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 04 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.