Кассационный военный суд в составе председательствующего судьи Гусейнова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-105/2020 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - федерального государственного казённого учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье") - Чоповской Натальи Ивановны на решение Североморского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 9 июня 2020 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Артамонова Георгия Александровича об оспаривании действий начальника ФГКУ "Северрегионжилье", связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства, установил:
решением Североморского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 9 июня 2020 г, удовлетворен, рассмотренный в порядке упрощенного производства, административный иск Артамонова Г.А, в котором он просил признать незаконным решение ФГКУ "Северрегионжилье" от 5 декабря 2019 г. об отказе в принятии его с составом семьи... человека (он и супруга) на учёт в качестве нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания в избранном после увольнения месте жительства в г. "адрес", с формой обеспечения в виде жилищной субсидии, и обязать жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о принятии его с тем же составом семьи на соответствующий жилищный учет.
В поданной 2 июля 2020 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Чоповская Н.И, выражая несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, просит Кассационный военный суд судебные акты отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении требований Артамонова Г.А. отказать.
В обоснование жалобы Чоповская Н.И, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные жилищные правоотношения, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Артамонов Г.А. не вправе претендовать на повторное обеспечение жильем от государства, так как не имеет возможности сдать жилое помещение, ранее предоставленное ему из государственного жилищного фонда, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 30, 90 кв.м, которое впоследствии он приватизировал и продал другим лицам. При этом обращает внимание, что площадь указанного жилого помещения превышает учетную норму общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи административного истца (он и супруга), установленного в избранном после увольнения месте жительства в "адрес".
Проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд находит жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалованные судебные акты - отмене, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному делу имеются, поскольку судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного административного дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
В силу пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанными нуждающимися в жилых помещениях, обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 2-3 статьи 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Артамонов Г.А. начал проходить военную службу в качестве курсанта военно-учебного заведения с 1 августа 1988 г, а затем офицером с 19 июня 1993 г. Первый контракт о прохождении военной службы заключил до 1 января 1998 г. и относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых в период прохождения военной службы жилыми помещениями для постоянного проживания. При этом в период службы (1996 г.) он был обеспечен из муниципального фонда жилым помещением расположенным по адресу: "адрес" общей площадью 30, 90 кв.м, которое после увольнения с военной службы (по окончании срока контракта) 15 октября 1998 г. приватизировал и 3 февраля 1999 г. продал другим лицам.
Артамонов Г.А. 16 сентября 1995 г. заключил брак с П (А), и с 13 февраля 1996 г. по 2 февраля 1998 г. был зарегистрирован с супругой по адресу вышеуказанного жилья.
Приказом командующего Северным флотом от 17 августа 1998 г. N 0344 Артамонов Г.А. уволен с военной службы по истечении срока контракта.
14 марта 2002 г. Артамонов Г.А. приобрел жилое помещение по адресу: "адрес", которое 30 ноября 2012 г. отчуждено им по договору купли-продажи.
19 марта 2007 г. Артамонов Г.А. вновь заключил контракт о прохождении военной службы и проходит военную службу в войсковой части N 1. (ранее войсковая часть N 2.), по адресу которой с 2014 г. зарегистрирован с супругой.
Действующий контракт о прохождении военной службы заключен Артамоновым Г.А. до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, то есть по 10 сентября 2020 г, а общая продолжительность военной службы у него составляет более 22 лет.
В ноябре 2019 г. административный истец обратился в ФГКУ "Северрегионжилье" для постановки его с супругой на учёт в качестве нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства в г. "адрес", с формой обеспечения в виде жилищной субсидии.
Решением заместителя начальника ФГКУ "Северрегионжилье" от 5 декабря 2019 г Артамонову Г.А. отказано в принятии на указанный учёт на основании части 2 статьи 51 и подпункта 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ, в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учёте. Поскольку с учетом полученного им от государства жилого помещения общей площадью 30, 90 кв.м, уровень обеспеченности Артамонова Г.А. с супругой на каждого составляет 15, 15 кв.м, то есть превышает учётную норму для принятия на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, установленную решением городского Совета депутатов г. "адрес" от 30 ноября 2005 г. в размере 12 кв.м.
Верно установив обстоятельства дела, суды дали неправильное толкование нормам материального права, что привело к принятию незаконного решения судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции.
Так, удовлетворяя требования административного истца и признавая оспоренное решение ФГКУ "Северрегионжилье" незаконным, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что Артамонов Г.А. за последние 5 лет сделок с жильем не осуществлял и такового на территории Российской Федерации не имеет. Кроме того, суд посчитал, что пункт 14 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", к данным правоотношениям неприемлем, поскольку приватизация была произведена административным истцом в отношении жилья полученного не от военного ведомства. С данными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Однако данные выводы являются ошибочными, поскольку судебными инстанциями приведенные выше нормы материального права и значимые обстоятельства дела учтены не были.
Также судами не учтен и принцип недопустимости необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет средств федерального бюджета, который вытекает из правовой позиции, неоднократно высказанной в судебных определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, от 20 апреля 2017 г. N 890 - О, от 27 июня 2017 г. N 1267 - О, от 28 сентября 2017 г. N 1949 - О и N 1952 - О, от 15 октября 2018 г. N 2515 - О и др.
В связи с этим состоявшиеся по делу решение Североморского гарнизонного военного суда и апелляционное определение Северного флотского военного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, и подлежат отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, однако допущена ошибка в применении норм материального права к имеющим место обстоятельствам по делу, Кассационный военный суд полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Артамонова Г.А.
Руководствуясь статьями 327.1-331 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
кассационную жалобу представителя административного ответчика Чоповской Натальи Ивановны - удовлетворить.
Решение Североморского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 9 июня 2020 г. по административному иску Артамонова Георгия Александровича отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Артамонова Г.А. об оспаривании действий начальника федерального государственного казённого учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства - отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Т.Г. Гусейнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.