Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО3, действующей в интересах заместителя главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В., на вступившие в законную силу решение судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 19 ноября 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 12 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В., установил:
постановлением межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 28 мая 2019 года заместитель главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 19 ноября 2019 года постановление межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 28 мая 2019 года отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 12 февраля 2020 года решение судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 19 ноября 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО3, действующая в интересах заместителя главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В, ставит вопрос об отмене решения судьи Краснодарского краевого суда от 12 февраля 2020 года и оставлении без изменения решения судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 19 ноября 2019 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при вынесении решения судьей краевого суда, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, были нарушены требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом, что является существенным нарушением процессуальных требований.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
На основании части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, во исполнение п. 7 Указа Президента РФ от 07 мая 2018 года N "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", специалистами Управления Росприроднадзора на основании Приказа руководителя Управления от 15 марта 2019 года N было проведено плановое (рейдовое) обследование (осмотр) территории Отрадненского района Краснодарского края на предмет установления фактов несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Актом планового (рейдового) осмотра, обследования N от 19 марта 2019 года на территории Отрадненского района была выявлена несанкционированная свалка ТКО, находящаяся по адресу: "адрес"Д (место с координатами "данные изъяты"), граничащая с земельным участком с кадастровым номером N. Площадь земельного участка перекрытого отходами составляет ориентировочно "данные изъяты"; подъезд к земельному участку не ограничен.
Постановлением межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 28 мая 2019 года заместитель главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Судья районного суда не согласился с выводами должностного лица государственного инспектора Южного МРУ Росприроднадзора о необходимости привлечения Козырь И.В. к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, указав, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, судья краевого суда с данным решением не согласился указывая, что в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной службы Росреестра "Публичная кадастровая карта", несанкционированная свалка находится в границах кадастрового квартала на землях, собственность на которые не разграничена. Участок является несформированным и в связи с этим не имеет кадастрового номера. Однако кадастровый квартал, на котором образовалась несанкционированная свалка, находится в границах МО "адрес". За сформированные участки, не имеющие собственника, но находящиеся в пределах границ Муниципального образования, отвечает администрация Муниципального образования.
Фактическим правообладателем и распорядителем земельных участков, расположенных на территории муниципального района и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального район.
Таким образом, судья краевого суда пришел к выводу о том, что довод судьи районного суда о том, что Козырь И.В. не является субъектом административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, так как земельный участок под несанкционированной свалкой относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, является необоснованным.
Поскольку в данном случае были допущены процессуальные нарушения, судья краевого суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пришел к правильному выводу об отмене решение судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 19 ноября 2019 года и направлению дела на новое рассмотрение.
Оценивая выводы судьи краевого суда, исхожу из следующего.
В жалобе на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 12 февраля 2020 года защитник ФИО3, действующая в интересах заместителя главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В. выражает несогласие с выводами судьи, указывая на то, что судебное решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Указанные доводы не могут повлечь удовлетворения жалобы.
Полномочия судьи, рассматривающего дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, устанавливает часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в соответствии с которой по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Установив, что судьей районного суда допущены существенные процессуальные нарушения, судья краевого суда пришел к обоснованному выводу о необходимости отмены вынесенного решения в отношении заместителя главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В. и направлении дела на новое рассмотрение.
В настоящее время соответствующие постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении заместителя главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В. не принято.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 30.17 КоАП РФ оснований для отмены обжалуемого судебного решения не усматриваю.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 12 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3, действующей в интересах заместителя главы МО Отрадненский район по вопросам строительства и ЖКХ Козырь И.В, - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.