Судебная коллегия по уголовным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шаталова Н.Н, судей Караулова М.Г, Маслова О.В, при ведении протокола судебного заседания секретарём Радченко О.Н, с участием:
прокурора Загудаевой Е.Ю, осуждённого ФИО1 и его защитника - адвоката ФИО8, представившей удостоверение N, выданное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, и ордер от ДД.ММ.ГГГГ N, переводчика ФИО12, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого ФИО1 на приговор Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 4 июля 2016 года, согласно которому
ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес", несудимый, осуждён по части 3 статьи 30, пункту "г" части 4 статьи 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 10 годам лишения свободы, со штрафом в размере 100 000 рублей, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Избранная в отношении ФИО1 мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения.
Срок отбывания наказания ФИО1 постановлено исчислять с 4 июля 2016 года. Время содержания ФИО1 под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтено в срок лишения свободы из расчёта один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
По делу определена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор в отношении ФИО1 не обжаловался.
Этим же приговором суда осуждён ФИО9, приговор в отношении которого был обжалован в кассационном порядке (т "данные изъяты").
Постановлением судьи Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июня 2020 года кассационная жалоба осуждённого ФИО1 вместе с уголовным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад судьи Караулова М.Г, выслушав выступления осуждённого ФИО1 и его защитника - адвоката Москалевой К.М, позицию прокурора Загудаевой Е.Ю, судебная коллегия
установила:
приговором Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 4 июля 2016 года ФИО15. признан виновным и осуждён за покушение на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
Преступление совершено им во время и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осуждённый ФИО1 не оспаривает выводы суда о доказанности его вины и квалификацию содеянного, ссылается на положения части 3 статьи 66 и части 1 статьи 62 УК РФ и убеждён в том, что назначенное ему наказание в виде 10 лет лишения свободы, при наличии совокупности смягчающих наказание обстоятельств и данных его личности, является максимально возможным. Просит смягчить назначенное наказание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав выступления сторон, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению в связи с неправильным применением уголовного закона, повлиявшим на исход дела.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту, предполагает, в частности, право лица добиваться исправления ошибок, допущенных в ходе производства по уголовным делам, путём процессуальной проверки вышестоящими судами законности и обоснованности решений, принимаемых нижестоящими судебными инстанциями.
В соответствии со статьёй 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) основаниями для отмены или изменения приговора суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По смыслу статьи 401.1 УПК РФ во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 401.15 УПК РФ под законностью судебных решений как предметом судебного разбирательства в кассационном порядке следует понимать их соответствие требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов с учётом оснований, влекущих отмену или изменение судебного решения в кассационном порядке.
Исходя из толкования закона круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона в отличие от производства в суде апелляционной инстанции ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу, в частности, на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом наказания или применение иных мер уголовно-правового характера и на решение по гражданскому иску.
В силу положений статьи 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также основан на правильном применении уголовного закона. С учётом положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 17 - 19, 45 - 54, 118, 120, 123) и международно-правовых актов (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) приговор может быть признан законным только в том случае, если он постановлен по результатам справедливого судебного разбирательства в ходе публичного слушания уголовного дела беспристрастным и компетентным судом, при соблюдении принципов презумпции невиновности, обеспечения обвиняемому права на защиту, состязательности и равноправия сторон, всех иных принципов уголовного судопроизводства и норм уголовно-процессуального законодательства.
Обжалуемый приговор указанным требованиям не отвечает.
Приговор по своему содержанию отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к нему; обвинительного уклона и односторонности, противоречивости в выводах, судом не допущено.
Обстоятельства, при которых ФИО1 совершил преступление и которые в силу статьи 73 УПК РФ подлежали доказыванию по делу, установлены правильно, выводы о его виновности, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. При этом существенных противоречий между фактическими обстоятельствами дела, как они установлены судом, и доказательствами, положенными судом в основу приговора, не имеется.
Судами сделан обоснованный вывод о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемого преступления, который с достаточной убедительностью подтверждается совокупностью допустимых и достоверных доказательств, собранных на предварительном следствии, надлежащим образом исследованных в судебном заседании с участием сторон и подробно изложенных в приговоре.
Какие-либо нарушения норм уголовно-процессуального закона при собирании доказательств, исследованных судом первой инстанций и приведённых в приговоре, органами предварительного следствия не допущены. Дело расследовано всесторонне, полно и объективно, все необходимые следственные действия выполнены.
Требования закона, предъявляемые к суду при рассмотрении им уголовного дела, соблюдены. Обстоятельства, которые бы могли повлиять на объективность выводов суда о виновности ФИО1 в действиях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, не выявлено.
Исследовав представленные доказательства, суд правильно оценил их по правилам статьи 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для вынесения обвинительного приговора и в соответствии с положениями статьи 307 УПК РФ, указал мотивы, по которым в основу своих выводов он положил одни доказательства и отверг другие.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с оценкой доказательств, а также с выводами суда первой инстанции, надлежащим образом мотивированными и не вызывающими сомнений в правильности.
Нарушения прав осуждённого ФИО1 на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства не допущены.
Выводы суда в приговоре относительно фактических обстоятельств дела и доказанности вины осуждённого в совершении указанного преступления соответствуют имеющимся доказательствам и являются обоснованными, они подробно мотивированы в приговоре, оснований сомневаться в их правильности не нахожу. Суд учёл все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действиям ФИО1 суд дал правильную юридическую оценку, они верно квалифицированы по части 3 статьи 30, пункту "г" части 4 статьи 2281 УК РФ. Все квалифицирующие признаки преступления нашли своё подтверждение. Оснований для иной правовой оценки действий осуждённого не имеется.
Как видно из представленных материалов дела, назначая ФИО1 наказание, суд учёл конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности виновного, смягчающие наказание обстоятельства: наличие малолетних детей у виновного, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, признание вины, привлечение к уголовной ответственности впервые, положительные характеристики; отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание; влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия его семьи.
Поскольку в силу статьи 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений, суд пришёл к верному выводу о том, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижения целей наказания, правильно назначил ФИО1 наказание в виде лишения свободы с реальным его отбыванием.
Поскольку по делу отсутствуют какие-либо исключительные обстоятельства, связанные с целями и мотивами совершённого осуждённым преступления, его поведением во время и после его совершения и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, основания для применения статьи 64 УК РФ и назначения более мягкого вида наказания, чем лишение свободы, у суда отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о необходимости назначения осуждённому дополнительного наказания в виде штрафа.
В связи с тем, что осуждённому назначено наказание в виде лишение свободы на срок более 7 лет, применение положений части 6 статьи 15 УК РФ и изменение ФИО1 категории совершённого им преступления на менее тяжкую невозможно.
Вид исправительного учреждения, в котором осуждённым надлежит отбывать наказание в виде лишения свободы, судом назначен с учётом требований статьи 58 УК РФ.
Вместе с тем суд допустил нарушение уголовного закона при определении размера назначенного ФИО1 наказания в виде лишения свободы.
Исходя из требований статьи 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать, в частности, указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также обоснование принятых решений по другим вопросам, названным в статье 299 указанного Кодекса.
В частности, согласно части 1 статьи 299 УПК РФ при постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает также вопросы о том, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание, и какое наказание должно быть назначено подсудимому.
При этом суды обязаны строго выполнять требования статьи 307 УПК РФ о необходимости мотивировать в обвинительном приговоре выводы по вопросам, связанным с назначением наказания, его видом и размером (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 55 "О судебном приговоре").
Согласно части 3 статьи 60 УК РФ при назначении наказания виновному учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни его семьи.
В силу части 1 статьи 6 УК РФ наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
По приговору суда ФИО1 осуждён за покушение на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
При назначении ФИО1 наказания судом первой инстанции в качестве смягчающего обстоятельства учтено его активное способствование раскрытию и расследованию преступления (пункт "и" части 1 статьи 61 УК РФ).
Отягчающие наказание обстоятельства судом не установлены.
Согласно части 3 статьи 66 УК РФ срок и размер наказания за покушение на преступление не может превышать трёх четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктам "и" и (или) "к" части 1 статьи 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьёй Особенной части УК РФ.
Санкция части 4 статьи 2281 УК РФ, по которой осуждён ФИО1, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.
Следовательно, максимально возможное наказание, которое могло бы быть назначено ФИО1 за совершенное им преступление при последовательном применении части 3 статьи 66, части 1 статьи 62 УК РФ, составляет 10 лет лишения свободы.
Вместе с тем, как видно из приговора, суд при назначении осуждённому наказания помимо активного способствования раскрытию и расследованию преступления, учёл другие смягчающие наказание обстоятельства: наличие малолетних детей у виновного, признание вины, привлечение к уголовной ответственности впервые, положительные характеристики. Данные обстоятельства в приговоре приведены; однако назначение виновному максимально возможного наказания свидетельствует о том, что фактически данные о личности ФИО1 и наличии иных смягчающих наказание обстоятельств при определении ему вида и меры наказания не учитывались.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о нарушении судом при назначении осуждённому наказания принципа справедливости, предусмотренного статьёй 6 УК РФ, и, следовательно, об обоснованности доводов кассационной жалобы ФИО1
Допущенные судом первой инстанции нарушения требований уголовного закона являются существенными, искажающими саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, повлиявшими на исход дела, а именно на назначение осуждённому справедливого наказания, что согласно части 1 статьи 401.15 УПК РФ является основанием для изменения судебного решения в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит необходимым приговор в отношении ФИО1 изменить и снизить назначенное ему по части 3 статьи 30, пункту "г" части 4 статьи 2281 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы.
Назначенное ФИО1 наказание в виде штрафа по своему размеру отвечает требованиям закона, соразмерно содеянному, данным о личности осуждённого и, таким образом, является справедливым. Судебная коллегия не находит оснований для снижения его размера.
Нарушения закона, влекущие другие изменения приговора либо его отмену, судом не допущены.
С учётом изложенного, руководствуясь статьёй 389.28, пунктом 6 части 1 статьи 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 4 июля 2016 года в отношении ФИО1 изменить: снизить назначенное ФИО1 по части 3 статьи 30, пункту "г" части 4 статьи 2281 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы до 9 лет 6 месяцев.
В остальной части приговор в отношении ФИО1 оставить без изменения.
В соответствии со статьёй 401.3 УПК РФ настоящее кассационное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47? УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Шаталов
Судьи М.Г. Караулов
О.В. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.