Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбунова А.П. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 4 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 3 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Горбунова А.П. об оспаривании решения военного комиссара по Нахимовскому и Ленинскому районах г. Севастополя.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горбунов А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным и решения военного комиссара Нахимовского и Ленинского районов г. Севастополя от 24 июня 2019 года об отказе в изменении категории годности к военной службе.
Просил обязать военного комиссара г. Севастополя изменить категорию годности истца к военной службе на основании ранее проведенного медицинского освидетельствования.
Обязать военного комиссара по Нахимовскому и Ленинскому районам г. Севастополя рассмотреть заявление Горбунова А.П. о призыве на военную службу по контракту.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 4 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 3 декабря 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Горбуновым А.П. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 20 мая 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 июня 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Горбунов А.П. 17 августа 1993 года рождения проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву с декабря 2011 года по ноябрь 2012 года, а также по контракту в войсковой части N Черноморского флота Российской Федерации - с января 2014 года по 16 июня 2017 года.
Заключением военно-врачебной комиссии ФГБУ "1409 военно-морской клинический госпиталь" (г. Калининград) от 10 апреля 2017 года N 240 Горбунов А.П. признан не годным к военной службе в плавсоставе, "В" -ограниченно годным к военной службе, и подлежащим увольнению с военной службы на основании статьи 21-Б "Расписания болезней" (приложения к "Положению о военно-врачебной экспертизе", ему установлен диагноз "данные изъяты"
Приказом командира войсковой части 42948 от 21 мая 2017 года старшина 1 статьи Горбунов А.П. уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к службе в плавсоставе, ограниченно годным к военной службе. Приказом командира войсковой части N от 24 мая 2017 года Горбунов А.П. исключен из списков личного состава части.
Горбунов А.П. обратился 5 октября 2017 года к административному ответчику с заявлением о пересмотре его кандидатуры на призыв на военную службу и направлении его на медицинское переосвидетельствование для изменения категории годности к военной службе.
В связи с длительным бездействием при рассмотрении поданного заявления, Горбунов А.П. обратился в суд, и на основании судебного решения суда проведено его медицинское освидетельствование. Из листа и карты медицинского освидетельствования следует, что Горбунову А.П. установлена категория "В" - ограниченно годный к военной службе.
Военным комиссаром Нахимовского и Ленинского районов г. Севастополя 24 июня 2019 года принято решение об отказе в изменении категории годности к военной службе, поскольку диагноз установлен Главным госпиталем Балтийского флота и изменению не подлежит, как и категория годности к военной службе - "В". Пересмотр решения предыдущей военно-врачебной комиссии возможно только через пять лет, то есть в 2022 году.
В соответствии с пунктом 9 положения "О военных комиссариатах", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609, в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждается Правительством Российской Федерации.
Такое Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное положение. В их числе учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).
Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 Положения).
Согласно пункту 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченного годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы. Порядок оформления заключения врача-специалиста определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 года, предусмотрено понятие медицинского освидетельствования и перечень действий, которые в ходе освидетельствования должны совершаться. В частности, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Пунктом 72 Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" определено, что освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил и учитываемых по военно-учетным специальностям Воздушно-десантных войск, плавающего состава Военно-Морского Флота, летного состава авиации Вооруженных Сил, и граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил и предназначенных на воинские должности, замещение которых требует освидетельствования, проводится не реже одного раза в 5 лет. Согласно статьи расписания болезней - 21 пункт "б" - при однократном эпилептическом приступе в анамнезе в течение последних 5 лет или редких эпилептических приступах с частотой менее 5 раз в год, устанавливается категория годности к военной службе - "В".
Медицинское освидетельствование истца военно-врачебной комиссией проведено 13 мая 2019 года, установлена категория "В", согласно статье расписания болезней - 21 пункт "б".
При этом категория годности определяется именно военно-врачебной комиссией, которой она и была установлена истцу и решение которой в установленном порядке им не обжаловано, за проведением независимой военно-врачебной экспертизы он не обращался.
При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 4 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 3 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.