Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сучу Я.С, действующей в интересах департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя Республики Крым, на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 29 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда Республики Крым от 18 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Зинченко М.С, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, а также Бордюг О.М. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Зинченко С.И, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
законный представитель малолетних Зинченко А.С, Зинченко М.С, а также представитель административного истца Бордюг О.М. по доверенности Зинченко С.И, действующая также в своих интересах, обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя, выразившегося в нерассмотрении по существу ее заявления, в уклонении от подготовки, согласования и внесения на рассмотрение Губернатора г. Севастополя проекта распоряжения об изменении вида использования объектов капитального строительства, жилого дома на многоквартирный жилой дом, и выдаче данного распоряжения истцам.
Просила обязать департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя в пятидневный срок осуществить процедуру подготовки, согласования и внесения на рассмотрение Губернатора г. Севастополя проекта распоряжения об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 29 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда Республики Крым от 18 февраля 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным решение департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 17 сентября 2019 года об отказе в изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства: жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на вид "многоквартирный дом".
На департамент возложена обязанность подготовить проект распоряжения Губернатора г. Севастополя об изменении вида разрешенного использования указанных объектов капитального строительства на вид "многоквартирный дом".
В удовлетворении остальной части исковых требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя Республики Крым по доверенности Сучу Я.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и приятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 15 мая 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 июня 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение Зинченко С.И, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Постановлением правительства Севастополя от 14 декабря 2015 года N 1210-1111 утвержден Временный порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя (далее Временный порядок), которым регулируется процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя, в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьи 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (пункт 1 Временного порядка).
Согласно пунктами 3, 4 Временного порядка вид разрешенного использования земельного участка подлежит изменению на основании заявления правообладателя земельного участка, которое подается в департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Временного порядка основаниями для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка являются следующие обстоятельства:
изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) противоречит градостроительной документации, утвержденной после 18 марта 2014 года в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
строительство (реконструкция) планируемого объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к нарушению положений технических регламентов;
строительство (реконструкция) объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к снижению фактических показателей обеспеченности территории, на которой расположен земельный участок (объект капитального строительства), объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.
В силу требований пунктов 8, 9, 10 Временного порядка при отсутствии оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган в течение 30 дней с момента поступления заявления и приложенных к нему документов передает их на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее - Комиссия). Вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) рассматривается Комиссией в течение 20 дней с момента поступления в ее адрес заявления заинтересованного лица и приложенных к нему документов. Решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.
В течение 10 дней с момента принятия Комиссией решения по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган инициирует проведение процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства).
Уполномоченный орган в течение 10 дней с момента проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) обеспечивает подготовку проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) осуществляется Губернатором города Севастополя путем издания распоряжения.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются владельцами жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и жилого дома с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
Собственником жилого дома с кадастровым номером N, бассейна с кадастровым номером N, беседки-навеса с кадастровым номером N, расположенных по "адрес" является Бордюг О.М.
Согласно договору дарения от 17 марта 2017 года собственниками жилого дома с кадастровым номером N по "адрес" являются Зинченко А.С. (2/3 доли), Зинченко М.С. (1/3 доли).
Административные истцы 30 апреля 2019 года обратились в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства. Заявление было вынесено на заседание комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории г. Севастополя по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков (далее Комиссия).
Согласно протоколу заседания Комиссии от 17 мая 2019 года, принятие решения по изменению вида разрешенного использования отложено, департаменту по имущественным и земельным отношениям с привлечением управления государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя поручено провести проверку соответствия техническим регламентам объектов капитального строительства (техническая экспертиза) и предоставить результаты в адрес председателя Комиссии.
Из протокола заседания Комиссии от 28 июня 2019 года следует, что комиссия рекомендовала отказать в изменении вида разрешенного использования, с учетом того, что объекты капитального строительства, размещенные на указанном земельном участке, обладают всеми признаками индивидуальной жилой застройки, обсуждение данного вопроса рекомендовано вынести на публичные слушания.
По результатам публичных слушаний, состоявшихся 25 июля 2019 года, предложение об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства поддержано голосами двадцать восьми участников, о чем составлен протокол N 52.
В дальнейшем 17 сентября 2019 года департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя уведомил письмом административных истцов о том, что изменение вида использования возможно путем проведения реконструкции. В отношении объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N и N реконструкция не проводилась, что является основанием для отказа в удовлетворении обращения.
Указанные объекты капитального строительства расположены на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), обслуживание жилой застройки (код 2.7), который был образован из участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для строительства многоквартирного жилого дома со встроенным торговым комплексом".
В пределах земельного участка, находящегося на проспекте Генерала Острякова с кадастровым номером N, которому в связи с выделом 2 октября 2018 года присвоен кадастровый номер N, расположен иной многоквартирный жилой дом, состоящий из трех блок-секций, в каждой из которых находятся зарегистрированные в ЕГРН квартиры со встроенными нежилыми помещениями, принадлежащие иным собственникам.
Согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации, строительство жилых домов N и N производилось в рамках одного проекта по возведению торгового комплекса и жилого дома, первая очередь строительства - это жилые дома со встроенными помещениями, введенные в эксплуатацию в 2011 году, в соответствии с законодательством Украины.
Необходимость проведения реконструкции уже возведенного, введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства объекта, расположенного на земельном участке с видами разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), "обслуживание жилой застройки" в письме от 17 сентября 2019 года административным ответчиком не обоснована. Опровергают необходимость такой реконструкции и представленные истцами разрешение на строительство, а также декларация о готовности объекта к эксплуатации.
Кроме того, оспариваемое решение департамента не содержит сведений о том, какие конкретно положения технических регламентов будут нарушены в результате изменения вида разрешенного использования объектов капитального строительства, каким образом это приведет к снижению фактических показателей обеспеченности территории, на которой расположен земельный участок, объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения, не приведены доказательства, подтверждающие необходимость проведения реконструкции объектов капитального строительства, учитывая, что предоставленные на рассмотрение департамента документы содержат выводы о том, что изменение вида разрешенного использования объектов капитального строительства не требуют производства реконструкции, получения разрешения на строительство, так как данное изменение назначения объекта капитального строительства не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 29 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда Республики Крым от 18 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 июля 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.