Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калустовой А.А, действующей в интересах администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ Краснодарского края об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение прокурора Стрелковского С.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Горячий Ключ в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просил обязать администрацию муниципального образования г. Горячий Ключ изъять земельный участок по адресу: "адрес", а также расположенный на нем многоквартирный жилой дом для муниципальных нужд и предоставить проживающим в нем гражданам соответствующее возмещение путем заключения соглашений с собственниками жилых помещений.
Решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 18 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 февраля 2020 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Горячий Ключ, выразившееся в несоблюдении требований статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На администрацию муниципального образования г. Горячий Ключ возложена обязанность выполнить комплекс мер, предусмотренных указанной нормой права. В удовлетворении остальной части требований прокурора отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации муниципального образования г. Горячий Ключ по доверенности Калустовой А.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 3 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 23 июня 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение прокурора Стрелковского С.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентировано, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация и содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пунктам 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу части 1 пунктов 8, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального Жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно частям 6-8 статьи 32, статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 49, 50 Положения "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного Дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к полномочиям администрации поселения отнесены вопросы расселения граждан, проживающих в многоквартирных аварийных домах.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования г. Горячий Ключ от 26 декабря 2014 года N 2627 признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес".
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение и земельный участок у собственника могут быть изъяты только с согласия собственника. Выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления.
В силу части 6 статьи 32 указанного Кодекса возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок возмещения стоимости жилого помещения установлен частями 7-9 статьи 32 данного Кодекса, согласно которым возможно предоставление возмещения в денежном варианте или путем предоставления иного жилого помещения.
Пунктом 2 постановления главы города от 26 декабря 2014 года N 2628 установлено требование к собственникам ФИО11, ФИО12, ФИО13 осуществить снос помещений в указанном многоквартирном доме.
До настоящего времени собственниками снос жилых помещений в многоквартирном жилом доме не осуществлен.
В нарушение требований статьи 32 поименованного Кодекса администрацией города мер, направленных на изъятие земельного участка и расположенных на нем жилых помещений для муниципальных нужд, а также предоставления взамен соответствующего возмещения, не принято.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования город Горячий Ключ, создают угрозу причинения вреда здоровью гражданам, проживающим в указанном аварийном домовладении, а также противоречат интересам муниципального образования город Горячий Ключ, лишая его возможности получить в муниципальную собственность объекты недвижимости для последующего использования для нужд города.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции указал, что согласно данным регистрирующих органов указанный дом не является многоквартирным, так как находящиеся в нем помещения и расположенный под ним земельный участок находятся в общей долевой собственности граждан.
Однако районным судом не учтены требования части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно на крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Кроме того, решение суда первой инстанции вынесено без учета пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", в соответствии с которым многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В постановлении администрации муниципального образования г. Горячий Ключ от 26 декабря 2014 года N 2628 жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", указан как многоквартирный. Таким образом, принимая постановление о признании названного дома аварийным и подлежащим сносу, администрация города указала его как многоквартирный жилой дом.
Районным судом не принято во внимание, что первоначальное постановление N 2628 о признании дома аварийным принято 26 декабря 2014 года, а постановлением от 28 апреля 2018 года N 792 в него внесены изменения в части установления двухгодичного срока отселения, то срок, предусмотренный для отселения, закончился 26 декабря 2016 года.
Помимо того, вывод районного суда об отсутствии в административном исковом заявлении прокурора ссылки на нарушенную административным ответчиком норму федерального законодательства не соответствует обстоятельствам дела, так как в мотивировочной части административного искового заявления имеется указание на нарушение администрацией города требований статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда пришла к обоснованному выводу об отмене решения районного суда и частичном удовлетворении иска прокурора.
Поскольку судом апелляционной инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.