Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника управления по представительству в судебных и правоохранительных органах юридического департамента министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Кравца А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Крым от 17 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Сафаева А.А. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, представителя министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Тришкина Д.Ю, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сафаев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 15 июля 2019 года N 317-Ш "Об отказе в предоставлении земельного участка".
Просил возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть его заявление о предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью 7965 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 февраля 2020 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение, которым признан незаконным приказ министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 15 июля 2019 года N 317-Ш "Об отказе в предоставлении земельного участка". На министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сафаева А.А. о предоставлении бесплатно в собственность указанного выше земельного участка, в порядке завершения оформления права, на основании распоряжений Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 8 июня 2006 года N 459/8-р и от 21 мая 2009 г. N 866. С административного ответчика в пользу Сафаева А.А. взысканы судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной начальником управления по представительству в судебных и правоохранительных органах юридического департамента министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Кравцом А.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 2 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 25 июня 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Тришкина Д.Ю, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, распоряжением Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 8 июня 2006 года N 459/8-р предписано:
1. Дать разрешение Сафаеву А.А. на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса Зеленовского сельского совета (утратило силу 21 мая 2009 г.).
2. Проект землеустройства по отводу земельного участка предоставить на утверждение Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной Республик Крым.
3. Расходы по оформлению проекта землеустройства по отводу земельного участка отнести за счёт заказчика.
Распоряжением Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной республики Крым от 21 мая 2009 года N 886 внесены изменения в вышеуказанное распоряжение, в соответствии с которым Сафаеву А.А. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью до 0, 7965 га за пределами с. Счастливое в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса Зеленовского сельского совета (пункт 1). Пункт 1 распоряжения от 8 июня 2006 года N 459/8-р считать утратившим силу (пункт 2).
На основании договора от 20 декабря 2007 года N 869 ЧП "Землемер" по заявлению Сафаева А.А. был изготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства.
Заключением Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране культурного наследия от 8 февраля 2013 года N 65 согласован проект отвода Сафаеву А.А. земельного участка площадью 0, 7965 га на территории Зеленовского сельского совета Бахчисарайского района для ведения личного крестьянского хозяйства.
Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране культурного наследия 8 февраля 2013 года своим заключением N 65 согласовал вышеназванный проект отвода земельного участка в собственность.
Межевой план земельного участка изготовлен 14 апреля 2015 года, а 4 апреля 2016 года Сафаевым А.А. получен кадастровый паспорт земельного участка с присвоением ему кадастрового номера. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные", дата истечения срока действия временного характера 5 апреля 2021 года.
Постановлением администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 25 октября 2016 года N 118 земельному участку с кадастровым номером N площадью 7965 кв. м установлена категория земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код. 1.16).
Сафаев А.А. обратился 28 марта 2019 года в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка в порядке завершения оформления права, на основании распоряжений Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 8 июня 2006 года N 459/8-р и от 21 мая 2009 года N 866.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 15 июля 2019 года N 317-Ш административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 8 июня 2006 года N 459/8-р требованиям части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Полагая, что вышеуказанный приказ административного ответчика является незаконным, Сафаев А.А. обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в силу пункта 3 раздела II "Заключительных положений" Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству", распоряжение Бахчисарайской районной государственной администрации АРК от 8 июня 2006 года N 459/8-р утратило силу 14 октября 2010 года. Кроме того, административный истец разработанный проект отвода в орган местного самоуправления не представил, в связи с чем, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу в соответствии с вышеуказанными положениями, считаются аннулированными.
Однако суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статьей 2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривает Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) было установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подаёт заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган:
в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;
в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Требования к такому заявлению и перечень прилагаемых к нему документов установлены пунктами 6, 7 Порядка.
Согласно пункту 8 Порядка, в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Частью 6 статьи 13 указанного Закона установлено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.16 поименованного Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Административный ответчик, отказывая Сафаеву А.А. приказом от 15 июля 2019 года N 317-Ш в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, указал на несоответствие представленного последним распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 8 июня 2006 года N 459/8-р требованиям части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Из материалов административного дела следует, что вышеуказанное распоряжение от 8 июня 2006 года N 459/8-р действительно принято до 14 октября 2008 года.
Вместе с тем, административным ответчиком оставлено без внимания, что в вышеуказанное распоряжение Бахчисарайская районная государственная администрация АРК распоряжением от 21 мая 2009 года N 866 (вынесенным в период, установленный частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым") внесла изменения, указав размер ориентировочной площади земельного участка (до 0, 7965 га) и его ориентировочное месторасположение, чего в первоначально изданном распоряжении указано не было.
Таким образом, именно 21 мая 2009 года административному истцу были представлены конкретизирующие сведения, необходимые для составления проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка.
Учитывая изложенное, вывод министерства имущественных и земельных отношений, изложенный в приказе от 15 июля 2019 года N 317-Ш, о несоответствии распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной Республики Крым требованиям части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК сделан без учета представленного административным истцом распоряжения органа местного самоуправления от 21 мая 2009 года N 866.
Таким образом, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка по причине, указанной в оспариваемом приказе от 15 июля 2019 года N 317-Ш. Кроме того, административным ответчиком нарушен срок рассмотрения заявления Сафаева А.А, установленный пунктом 13 Порядка.
Вывод суда первой инстанции о том, что в силу пункта 3 раздела II "Заключительных положений" Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству", распоряжение Бахчисарайской районной государственной администрации АРК от 8 июня 2006 года N 459/8-р, утратило силу 14 октября 2010 года, как и вывод о том, что административный истец разработанный проект отвода в орган местного самоуправления не представил, в связи с чем разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу в соответствии с вышеуказанными положениями, считаются аннулированными, являются необоснованными, поскольку сведений о том, что вышеуказанное распоряжение является недействующим, отменено либо оспорено в установленном законом порядке, материалы административного дела не содержат.
Согласно письму Бахчисарайской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 7 февраля 2012 года N 02-12/188 "О продлении срока действия распоряжения", в распоряжениях от 8 июня 2006 года N 459/8-р и от 21 мая 2009 года N 866 срок их действия не установлен, в связи с чем, они являются действительными, иного материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
Более того, Сафаев А.А. предпринимал меры к составлению проекта отвода земельного участка, начиная с 2008 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым пришла к обоснованному выводу об отмене решения районного суда и удовлетворении исковых требований со взысканием судебных расходов.
Поскольку судом апелляционной инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Крым от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.