Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стрельца Романа Станиславовича на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 7 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Стрельца Р.С. об оспаривании решения избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Стрельца Р.С, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения представителя избирательной комиссии муниципального образования г. Новороссийск по доверенности Хрусталева А.А. и прокурора Костюка А.И, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Стрелец Р.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от 1 августа 2020 года N 84/371-4 "Об отказе Стрельцу Р.С. в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы муниципального образования город Новороссийск седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1".
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 7 августа 2020 годам, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2020 года, в удовлетворении требований Стрельца Р.С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной Стрельцом Р.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 19 августа 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 31 августа 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Стрельца Р.С, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснения представителя избирательной комиссии муниципального образования г. Новороссийск по доверенности Хрусталева А.А. и прокурора Костюка А.И, полагавших обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела решением городской думы муниципального образования город Новороссийск от 23 июня 2020 года N 552, опубликованным 24 июня 2020 года в общественно-политической газете муниципального образования город Новороссийск "Вестник" N 40 (167), на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов городской Думы седьмого созыва муниципального образования город Новороссийск.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от 1 августа 2020 года N 84/371-4 Стрельцу Р.С, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы седьмого созыва муниципального образования город Новороссийск по одномандатному избирательному округу N 1, в связи недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, то есть по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" (далее по тексту - Закон Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ), ввиду признания 10 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата недействительными.
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
В силу частей 1, 2 статьи 72 Закона Краснодарского края 26 декабря 2005 года N 966-КЗ и решения избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от 24 июня 2020 года N 68/216-4 "О количестве подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию муниципального образования город Новороссийск и о количестве подписей избирателей, подлежащих проверке", для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N1 требуется, что бы в его поддержку были собраны и представлены в избирательную комиссию муниципального образования г. Новороссийск 33 достоверных и действительных подписи избирателей, при этом количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей не может превышать 37 подписей.
Согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункту 8 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата.
Основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ.
Стрелец Р.С. наряду с другими документами необходимыми для регистрации его кандидатом в депутаты городской Думы седьмого созыва муниципального образования город Новороссийск по одномандатному избирательному округу N 1 в Избирательную комиссию муниципального образования город Новороссийск представил восемь подписных листов, сброшюрованных в одну папку, с 37 подписями избирателей, собранными в поддержку своего выдвижения.
В ходе, проведенной в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьей 22 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ, проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, представленными административным истцом, восьми подписных листов с 37 подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Стрельца Р.С, установлено, что два представленных подписных листа N 1 и N 6, содержащих 10 (десять) подписей избирателей, не заверены собственноручно подписью кандидата.
Подписи, содержащиеся на этих листах на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункта 8 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ, правомерно признаны недействительными.
Как установлено, часть 4 статьи 22 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, утвержденным приложениями 6, 7.1 и 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а при проведении указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона муниципальных выборов, членов иного выборного органа местного самоуправления - приложениями 4 и 5 к настоящему Закону, достоверность и наличие в них определенных частью 10 статьи 20, частями 3 и 5 статьи 72, частями 3 и 5 статьи 88 (1) настоящего Закона сведений о кандидате, также наличие подписей лиц, удостоверяющих и заверяющих подписные листы, и дат их внесения.
Таким образом, из установленных законодательством требований предъявляемых к формам подписных листов (приложениям 4 и 5 к Закону Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ) однозначно следует, что при их заверении они должны содержать фамилию, имя, отчество, собственноручные подпись и дату ее внесения.
Как следует из представленных Стрельцом Р.С. подписных листов N 2, 3, 4, 5, 7, 8 оформленных в соответствии с вышеприведенными требованиями, в них имеются фамилия, имя, отчество, собственноручные подпись и дата ее внесения, тогда как в листах N 1 и 6 собственноручные подписи кандидата отсутствуют.
При этом следует отметить, что кроме подписных листов N 2, 3, 4, 5, 7, 8 аналогичным образом, путем проставления собственноручной подписи, административным истцом при подаче в избирательную комиссию муниципального образования город Новороссийск были заверены заявление о согласии баллотироваться, уведомление о своем выдвижении, подтверждение о приеме документов, сведения о размере и источниках доходов, заявление на дачу разрешения на открытие счета и уведомление о его открытии, подтверждение о приеме документов, итоговый финансовый отчет, учет поступления и расходования денежных средств, протокол об итогах сбора подписей.
Довод кассационной жалобы о том, что понятие "подпись" ничем не регламентировано, является ошибочным.
Согласно пункту 58 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от 17 октября 2013 года N 1185-ст, под подписью понимается реквизит, содержащий собственноручную роспись должностного или физического лица.
В свою очередь, подписание документа означает заверение документа собственноручной подписью должностного или физического лица по установленной форме (пункт 57 ГОСТ Р 7.0.8-2013).
Таким образом, под подписанием указанных выше документов понимается их заверение исключительно собственноручной подписью кандидата. Подпись не может быть подменена отражением фамилии, имени и отчества лица. Её обязательность в подписных листах обусловлена вышеприведенными нормами федерального и местного законодательства.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций правомерно указали, что у административного ответчика не имелось оснований для регистрации Стрельца Р.С. кандидатом в депутаты городской Думы муниципального образования город Новороссийск, исходя из положений подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ, когда для регистрации кандидата в депутаты городской Думы седьмого созыва муниципального образования город Новороссийск по одномандатному избирательному округу N 1 кандидатом Стрельцом Р.С, было представлено только 23 достоверных подписи, что являлось недостаточным для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 7 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 сентября 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.