Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Капункина Ю.Б. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отмаховой О.А, действующей в интересах Тенькова Р.Н, на решение Динского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Тенькова Р.Н. об оспаривании решения избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения Тенькова Р.Н. и его представителя по доверенности Отмаховой О.А, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение прокурора Фроловой Е.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Теньков Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Динская (далее - ТИК Динская) о признании незаконным решения ТИК Динская от 28 июля 2020 года N 169/3112 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования Динской район по Мичуринскому трехмандатному избирательному округу N 4 Тенькова Р.Н.".
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 августа 2020 года, в удовлетворении требований Тенькова Р.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Тенькова Р.Н. по доверенности Отмаховой О.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 26 августа 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 1 сентября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения Тенькова Р.Н. и его представителя Отмаховой О.А, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение прокурора Фроловой Е.В, полагавшей обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, решением Совета муниципального образования Динской район от 23 июня 2020 года N 679-75/3 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования Динской район четвертого созыва на 13 сентября 2020 года.
В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11 декабря 2015 года N 171/2269-5 сформирована территориальная избирательная комиссия Динская.
Решением ТИК Динская от 28 июля 2020 года N 169/3112 Тенькову Р.Н. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования Динской район по Мичуринскому трехмандатному избирательному округу N 4.
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75).
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 указанного Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 24 статьи 38 N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ.
Теньков Р.Н. представил 17 июля 2020 года в ТИК Динская следующие документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета муниципального образования Динской район по Мичуринскому трехмандатному избирательному округу N4: уведомление, заявление о согласии баллотироваться кандидатом, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, справку с места работы, копии паспорта, свидетельства о постановке на учет в налогом органе, диплома о профессиональном образовании.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 2 и 5 части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае", кандидат единовременно представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, первый финансовый отчет. Первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с п. 1 ст. 58 настоящего Федерального закона.
Теньков Р.Н. 19 июля 2020 года единовременно представил в ТИК Динская для регистрации подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, первый финансовый отчет, состоящий из первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата и банковской справки об остатке средств на расчетном счета кандидата Тенькова Р.Н. по состоянию на 17 июля 2020 года. При этом в качестве даты составления (подписания) первого финансового отчета кандидата была указана дата 19 июля 2020 года.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 23 вышеуказанного Закона Краснодарского края избирательная комиссия, организующая выборы, в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, проверяет соответствие порядка выдвижения требованиям указанного Закона.
В указанные сроки ТИК Динская осуществила проверку представленных Теньковым Р.Н. документов.
Согласно пункту 3.1. Порядка и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае, утвержденного Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11 марта 2009 года N 76-720 "О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае и Разъяснениях по составлению финансового отчета" (далее - Порядок), кандидаты обязаны представить в избирательную комиссию, организующую выборы, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда со следующей периодичностью:
а) первый финансовый отчет - одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета;
б) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.
Пунктом 3.2. постановления Избирательной комиссии Краснодарского края от 11 марта 2009 года N 76-720 также установлено, что финансовый отчет считается представленным только в случае предоставления кандидатом в избирательную комиссию, организующую выборы, трех документов: сведений согласно форме N 1; финансового отчета (форма N 2); банковской справки об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета.
При этом банковская справка должна иметь дату (с указанием числа, месяца и года) ее выдачи, быть заверена подписью работника и печатью подразделения ПАО Сбербанк (иной кредитной организации) и содержать сведения об остатке средств фонда на специальном избирательном счете на дату ее выдачи.
Дата, указываемая в качестве даты составления (подписания) форм N 1 и N 2 (после подписи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам), должна соответствовать дате банковской справки об остатке средств фонда.
В представленном истцом первом финансовом отчете, состоящем из трех документов, банковская справка датирована 17 июля 2020 года, что не соответствует дате составления (подписания) первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Указанные два документа датированы Теньковым Р.Н. 19 июля 2020 года.
Согласно требованиям части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено указанным Законом, или несоблюдения требований указанного Закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
На заседании ТИК Динская 24 июля 2020 года принято решение N 167/3095 "Об извещении кандидата в депутаты Совета муниципального образования Динской район по Мичуринскому трехмандатному избирательному округу N 4 Тенькова Р.Н. о выявленных недостатках в документах, представленных им в территориальную избирательную комиссию Динская при уведомлении о выдвижении и для регистрации".
Истец надлежащим образом был извещен о том, что в представленном им первом финансовом отчете, состоящем из трех документов, разнятся даты составления (подписания) этих трех документов, с подробным изложением того, какой документ какой датой составлен.
На заседании ТИК Динская Теньков Р.Н. присутствовал лично, ему были разъяснены указанные недостатки, копию решения он получил.
В соответствии с требованиями пунктов 19 и 20 статьи 16 Закона Краснодарского края от 8 апреля 2003 года N 571-КЗ "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае" 24 июля 2020 года на заседании ТИК Динская приято решение "О члене территориальной избирательной комиссии Динская с правом совещательного голоса, назначенном кандидатом в депутаты Теньковым Р.Н.".
Таким образом, кандидат Теньков Р.Н. приобрел право не только знакомиться со всеми документами, представленными им в ТИК Динская при выдвижении и на регистрацию, но и получать копии этих документов. Данным правом кандидат не воспользовался.
Теньков Р.Н. представил в ТИК Динская 25 июля 2020 года заявление о замене ранее представленного документа и первый финансовый отчет, состоящий только из формы N 2 - первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, подписанного 17 июля 2020 года.
Вместе с тем, форма N 1 - учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, подписанный 19 июля 2020 года заменен Теньковым Р.Н. не был.
Следовательно, Теньков Р.Н. устранил не все недостатки в документах, представленных им в ТИК Динская при уведомлении о выдвижении и для регистрации в качестве кандидата в депутаты.
В соответствии с положениями пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Тенькова Р.Н.
Доводы кассационной жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, заявленным в суд апелляционной инстанции, являлись предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по основаниям, изложенным в апелляционном определении.
Возражения Тенькова Р.Н. и его представителя относительно оценки имеющихся в деле доказательств и толкования судебными инстанциями норм материального права не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие Тенькова Р.Н. с оспариваемым решением ТИК Динская и обжалуемыми судебными актами сводится к тому, что ответчик не объяснил ему необходимость датирования единой датой всех трех документов, составляющих первый финансовый отчет.
Однако такие доводы несостоятельны, поскольку указанное выше решение ТИК Динская от 24 июля 2020 года N 167/3095 содержит подробное изложение недостатков, выявленных в представленных Теньковым Р.Н. документах со ссылками на нормативные правовые акты, которыми руководствуется ТИК. Правовая позиция ТИК Динская в указанном и оспариваемом решениях изложена ясно, последовательно и основана на законе. Невыполнение Теньковым Р.Н. требований, предъявляемых к документам, представляемым при выдвижении в качестве кандидата в депутаты, не связано с действиями административного ответчика.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 сентября 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Ю.Б. Капункин
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.