Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нестеренко И.Д. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Коваленко И.И. об оспаривании решения избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Нестеренко Д.И, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения представителя Коваленко И.И. по доверенности Громового А.Л, представителя Территориальной избирательной комиссии Анапская по доверенности Громыко С.В. и прокурора Руденко М.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
зарегистрированный кандидат в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу N 1 Коваленко И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Анапская (далее - ТИК Анапская) о признании незаконным и отмене решения от 3 августа 2020 г. N 166/1113 "О регистрации Нестеренко И.Д. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования города-курорта Анапа по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу N 1".
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 13 августа 2020 года в удовлетворении требований Коваленко И.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной Нестеренко И.Д. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 31 августа 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 3 сентября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Нестеренко Д.И, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснения представителя Коваленко И.И. по доверенности Громового А.Л, представителя Территориальной избирательной комиссии Анапская по доверенности Громыко С.В. и прокурора Руденко М.В, полагавших апелляционное определение законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 июня 2020 года N 700 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва на 13 сентября 2020 года.
В соответствии с постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 22 декабря 2015 года N 172/2307-5 сформирована территориальная избирательная комиссия Анапская.
Решением ТИК Анапская от 3 августа 2020 года N 166/1113 Нестеренко И.Д. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета муниципального образования города-курорта Анапа по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу N 1.
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированному по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" (далее по тексту Закон N 966-КЗ).
Коваленко И.И. и Нестеренко И.Д. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу N 1.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 2 и 5 части 1 статьи 73 Закона N 966-КЗ кандидат единовременно представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, первый финансовый отчет. Первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
В силу пункта 9 статьи 59 N 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с п. 1 ст. 58 настоящего Федерального закона.
Нестеренко И.Д. 24 июля 2020 года при выдвижении в качестве кандидата предоставил следующие документы: письменное уведомление о выдвижении кандидата на 1 листе; заявление выдвинутого кандидата о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по соответствующему избирательному округу на 1 листе; копию документа, удостоверяющего личность кандидата, на 11 листах; документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения: копия диплома, справка с места работы о том, что кандидат работает в ООО "данные изъяты" в должности директора, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах; свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации; справку о доходах и суммах налога физического лица; справку о доходах за 2019 год; постановление (решение) 2 пленума комитета Анапского городского отделения Краснодарского краевого отделения КПРФ от 10 июля 2020 года; документы избирательного объединения, представлены ФИО13.
Также 25 июля 2020 года Нестеренко И.Д. представлены документы при регистрации в качестве кандидата в депутаты, а именно: первый финансовый отчет кандидата, состоящий из первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и банковской справки об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом; выписка лицевого счета.
Согласно пункту 3.1. Порядка и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае, утвержденного Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11 марта 2009 года N 76-720 "О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае и Разъяснениях по составлению финансового отчета" (далее - Порядок), кандидаты обязаны представить в избирательную комиссию, организующую выборы, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда со следующей периодичностью:
а) первый финансовый отчет - одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета;
б) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.
Пунктом 3.2. постановления Избирательной комиссии Краснодарского края от 11 марта 2009 года N 76-720 также установлено, что финансовый отчет считается представленным только в случае предоставления кандидатом в избирательную комиссию, организующую выборы, трех документов: сведений согласно форме N 1; финансового отчета (форма N 2); банковской справки об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета.
При этом банковская справка должна иметь дату (с указанием числа, месяца и года) ее выдачи, быть заверена подписью работника и печатью подразделения ПАО Сбербанк (иной кредитной организации) и содержать сведения об остатке средств фонда на специальном избирательном счете на дату ее выдачи.
Дата, указываемая в качестве даты составления (подписания) форм N 1 и N 2 (после подписи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам), должна соответствовать дате банковской справки об остатке средств фонда.
Первый финансовый отчет кандидата (форма N 2) подписан Нестеренко И.Д. 25 июля 2020 года и в этот же день предоставлен в ТИК Анапская.
Однако документ формы N 1 Нестеренко И.Д. в ТИК Анапская 25 июля 2020 года не представил. Этот документ Нестеренко И.Д. направил в ТИК Анапская через четыре дня и датирован он 29 июля 2020 года.
Также Нестеренко И.Д. дополнительно представил банковскую справку об остатке средств фонда кандидата в виде выписки из лицевого счета Нестеренко И.Д. за период с 24 по 28 июля 2020 года, выданную 29 июля 2020 года.
Таким образом, в представленном истцом первом финансовом отчете, состоящем из трех документов, банковская справка датирована 29 июля 2020 года и содержит сведения о состоянии счета на период с 24 по 28 июля 2020 года, составление (подписание) первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата (форма N 2) датировано 25 июля 2020 года, а учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (форма N 1) датирована 29 июля 2020 года и подан в ТИК Анапская в эту же дату. При этом заявление Нестеренко И.Д. о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты подано 24 июля 2020 года.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 966-КЗ, кандидат обязан представить в организующую выборы избирательную комиссию либо территориальную избирательную комиссию, в соответствии с частью 5 статьи 9 настоящего Закона принимающую решение о регистрации либо отказе в регистрации кандидата, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда, со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно со сдачей в организующую выборы избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета.
Таким образом, в нарушение требований части 2 статьи 45 и части 1 статьи 73 Закона N 966-КЗ первый финансовый отчет в составе документов, предусмотренных законом, кандидатом не представлен.
В соответствии с требованиями пункта 24 статьи 38 Закона N 69-ФЗ, пункта 3 части 2 статьи 74 Закона N 966-КЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований Коваленко И.И.
Поскольку судом апелляционной инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 сентября 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.