Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черкезовой О.В, действующей в интересах Чередниченко В.В, на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 17 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 25 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Чередниченко В.В. об оспаривании решения избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителей Чередниченко В.В. по доверенности Черкезовой О.В. и Ермолаевой О.А, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя Ливенцева А.Г. по доверенности Васютенко А.Г. и прокурора Пономаревой П.Г, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чередниченко В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии г. Шахты Ростовской области (далее - ТИК г. Шахты) от 5 августа 2020 года N 246-2 "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы г. Шахты Ростовской области седьмого созыва Ливенцева А.Г. по одномандатному избирательному округу N 15".
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 17 августа 2020 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 25 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной представителем Чередниченко В.В. по доверенности Черкезовой О.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и изменении решения районного суда, указав, что основанием для отмены оспариваемого решения ТИК г. Шахты является нарушение подпунктов "в, д" пункта 24 статьи38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 1 сентября 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 3 сентября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителей Чередниченко В.В. по доверенности Черкезовой О.В. и Ермолаевой О.А, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя Ливенцева А.Г. по доверенности Васютенко А.Г. и прокурора Пономаревой П.Г, полагавших апелляционное определение законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, решением городской Думы города Шахты от 23 июня 2020 года N 692 "О назначении выборов депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва" на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва.
Чередниченко В.В. является зарегистрированным кандидатом в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15.
Ливенцев А.Г. представил 16 июля 2020 года в ТИК г. Шахты документы, необходимые для уведомления о выдвижении в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15 в порядке самовыдвижения.
В заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата по соответствующему избирательному округу Ливенцев А.Г. указал сведения об основном месте работы и занимаемой должности: "Общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - исполнительный директор"; в подтверждение указанного обстоятельства представлена копия трудовой книжки.
Ливенцеву А.Г. 16 июля 2020 года вручено извещение о необходимом для регистрации кандидата в депутаты количестве подписей избирателей, а также о предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 15, согласно которому необходимое количество подписей для регистрации кандидата составляет 33, предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата - 37.
От Ливенцева А.Г. получены следующие документы: информация об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться (при отсутствии изменений в указанных сведениях), подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на 37 листах, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, первый финансовый отчет кандидата, фотографии кандидата.
Рабочей группой по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей при проведении выборов депутатов городской Думы города Шахты седьмого созыва 27 июля 2020 года в соответствии с частью 4 статьи 32 Областного закона от 12 мая 2016 года N 525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области" проведена проверка случайно выбранных подписей избирателей для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата по результатам проверки признаны недействительными две подписи на основании подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, и одна подпись на основании подпункта "з" приведенной нормы закона.
Таким образом, достоверными признаны 14 подписей из 17, отобранных для проверки.
Постановлением ТИК г. Шахты от 5 августа 2020 года N 246-2 "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва Ливенцева А.Г. по одномандатному избирательному округу N15" Ливенцев А.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что имелись основания для признания недействительными и иных подписей на подписных листах, представленных Ливенцевым А.Г.
Однако суд апелляционной инстанции правомерно признал выводы районного суда ошибочными.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона N "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно пункту 4 статьи 30 Областного закона для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную комиссию следующие документы:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 3) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, -" указанных в заявлении о согласии баллотироваться, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; 4) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 53 настоящего Областного закона).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по * тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителем инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор
подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
При этом согласно пункту 7 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений.
Описок либо исправлений при указании месяца выдачи паспорта на подписном листе N 31 не допущено.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недействительности подписи на подписном листе N 5.
Отсутствие в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства Ливенцева А.Г, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и не может служить основанием для признания подписей избирателей по этому основанию недействительными.
В пункте 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ указано, что в подписных листах адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
При этом ТИК г. Шахты правомерно не усмотрела оснований для признания недействительными подписей избирателей в подписных листах NN 8 и 24, поскольку адрес лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, указан в них правильно.
Из представленных 37 подписей избирателей 3 признаны недействительными Рабочей группой ТИК г. Шахты, 1 подпись признана недействительной в ходе рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, количество действительных подписей в поддержку регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва Ливенцева А.Г. составляет 33, что согласуется с указанными требованиями о минимальном допустимом количестве подписей избирателей.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 этого же Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
При предоставлении в ТИК г. Шахты документов для выдвижения в кандидаты в депутаты Ливенцевым А.Г. предоставлены достоверные сведения о месте своего основного места работы в ООО "данные изъяты" в должности исполнительного директора.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление ТИК г. Шахты от 5 августа 2020 года N 246-2, которым Ливенцев А.Г. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Шахты седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15, вынесено с соблюдением требований избирательного законодательства и прав административного истца не нарушает.
Поскольку судом апелляционной инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 25 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 сентября 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.