Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Мельникову Ивану Александровичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения и прекращении права собственности на недвижимое имущество, по кассационным жалобам Степановой И.А, представителя Мельникова И.А. - Сердюк Ю.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым 22 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в суд с исковым заявлением к Мельникову И.А. об истребовании из чужого незаконного владения ответчика земельных участков с кадастровыми номерами N N, расположенных "адрес""; N, N, N, расположенных "адрес", с целевым назначением - индивидуальное жилищное строительство, в пользу Республики Крым в лице истца и прекращении права собственности ответчика на земельные участки.
Требования мотивированы тем, что за ответчиком зарегистрировано право собственности на вышеуказанные земельные участки, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Вместе с тем, указанные земельные участки относились к особо ценным землям в силу факта их предоставления в пользование Государственному предприятию "Ливадия" на основании Государственного акта на право постоянного пользования землей 1999 года, которое в свою очередь входило в состав НПАО "Массандра". При этом ни пользователь, ни собственник добровольно не отказывались от этих участков, они не изымались из состава сельскохозяйственных земель; вопрос о передаче особо ценных земель Верховной Радой Украины не согласовывался, в связи с чем, земельные участки выбыли из государственной собственности Украины незаконно. В соответствии с Федеральным Конституционным Законом N 6-ФКЗ, постановлением Государственного Совета Республики Крым N 1745-6/14 от 17 марта 2014 года, государственная собственность Украины, находящаяся на день вступления Республики Крым в составе Российской Федерации на ее территории, является государственной собственностью Республики Крым. 18 февраля 2015 года между ФГУП "ПАО "Массандра" и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым был заключен договор аренды имущественных комплексов ГП "Ливадия", согласно которому арендатор имеет приоритетное право на аренду земельных участков, на которых размещено имущество предприятия. Таким образом, истец полагает, что имущество выбыло из владения собственника помимо его воли, в связи с чем, подлежит истребованию в собственность Республики Крым.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 02 июля 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 02 декабря 2019 года, судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Государственный Совет Республики Крым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 января 2020 года решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
В кассационных жалобах Степанова И.А, представитель Мельникова И.А. - Сердюк Ю.А, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставят вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Мельникова И.А. - Сердюк Ю.А, Остапченко Л.А. поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание кассационной инстанции не явилось.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителей Мельникова И.А. - Сердюк Ю.А, Остапченко Л.А, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела такие основания установлены.
Принимая обжалуемое судебное постановление об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
На основании решения исполнительного комитета Массандровского поселкового Совета народных депутатов от 29 апреля 1998 года N 72, 06 декабря 1999 года совхозу-заводу "Ливадия" был выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей площадью 117, 72 га, расположенной в г. Ялта, пгт. Отрадное, для ведения товарного сельскохозяйственного производства, зарегистрированный в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за N 11.
Приказом Министерства аграрной политики Украины от 26 декабря 2005 года N 757 "О переименовании государственных предприятий" Государственное предприятие совхоз-завод "Ливадия" был переименован в Государственное предприятие "Ливадия", которое было основано на государственной собственности, являлось правопреемником всех прав и обязанностей Государственного предприятия совхоза-завода "Ливадия", на добровольных началах входило в состав Национального производственноаграрного объединения "Массандра" и было подчинено Министерству аграрной политики Украины.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Украины "О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения "Массандра" запрещается принимать решения об изъятии (выкупе), изменении целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО "Массандра" и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу этого Закона.
Пунктом "в" части 1 статьи 150 Земельного Кодекса Украины было установлено, что к особо ценным землям относятся, в том числе земли, предоставленные в постоянное пользование Национального производственно-аграрного объединения "Массандра" и предприятиям, входящим в его состав.
Изъятие особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд не допускается, за исключением случаев, определенных частью второй этой статьи.
Согласно ч.ч. 2, 3 этой статьи земельные участки особо ценных земель, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, могут изыматься (выкупаться) для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушающих и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально - культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, если вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка согласовывается с Верховной Радой Украины.
Согласование материалов изъятия (выкупа) земельных участков особо ценных земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется Верховной Радой Украины по представлению Верховной Радой Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских Советов.
Решениями Массандровского поссовета в разное время спорные земельные участки были переданы бесплатно в собственность Юрченко Т.И, Койчак Я.Г, Удовенко Э.И, Волченко Е.Ф. Собственником которых в настоящее время на основании договоров купли-продажи является Мельников И.А.
Суд апелляционной инстанции установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ГП "Ливадия" добровольно отказалось от находящихся в его пользовании особо ценных земель, что Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, Верховной Радой Украины было дано согласие на изъятие особо ценных земель из государственной собственности, что были созданы условия для преодоления законодательно установленного запрета на изъятие (выкуп), изменение целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО "Массандра" и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу Закона Украины "О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения "Массандра".
Согласно положениям Земельного кодекса Украины, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти, за исключением земель, распоряжение которыми осуществляли государственные органы приватизации.
Государственные органы приватизации осуществляли распоряжение (кроме отчуждения земель, на которых расположены объекты, не подлежащие приватизации) землями, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных капиталах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, а также продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.
В соответствии со статьей 122 Земельного кодекса Украины, сельские, поселковые, городские советы передавали земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности, соответствующих территориальных громад для всех нужд.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления не относилась передача земель, на которых расположены государственные предприятия, в собственность или в пользование.
Впоследствии, все земли на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 N 5245 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности".
Так, согласно Заключительных и переходных положений указанного Закона, земельными участками государственной формы собственности признаются: земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, на которых находятся здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности; земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании государственных органов; земли обороны; все другие земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков коммунальной собственности.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что бесплатная передача Массандровским поселковым советом спорных земельных участков в собственность Юрченко Т.И, Койчак Я.Г, Удовенко Э.И, Волченко Е.Ф. не соответствовала требованиям действующего на тот момент законодательства. Таким образом, по состоянию на 18 марта 2014 года земельный участок, переданный в постоянное пользование согласно государственному акту от 06 декабря 1999 года и находящийся в пользовании совхоза - завода "Ливадия", являлся земельным участком государственной собственности.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 указанного Закона право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Распоряжением Совета министров республики Крым от 11 ноября 2014 года N 1175-п "О вопросах управления имуществом Республики Крым" в аренду Федеральному государственному унитарному предприятию "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГУП "ПАО "Массандра") передан имущественный комплекс Государственного концерна "Национальное производственно-аграрное объединение "Массандра", а также имущественные комплексы государственных предприятий, входящих в его состав.
Таким образом, в настоящее время, земельный участок, ранее предоставленный совхозу-заводу "Ливадия" в постоянное бессрочное пользование, находится в собственности Республики Крым.
Согласно указу Главы Республики Крым от 3 сентября 2014 года N242-У Минимущество является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Республики Крым.
Основными задачами Минимущества являются защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление в пределах компетенции Минимущества контроля за использованием и сохранностью имущества, в том числе земель и земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (п. п. 2.6, 2.8 Положения о Минимуществе, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2016 года).
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года N 1175-р "О вопросах управления имуществом Республики Крым", приказа Минимущества от 25 ноября 2014 года N 193 "О передаче в аренду имущественного комплекса Государственного концерна "Национальное производственно-аграрное объединение "Массандра", ФГУП "ПАО "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФГУП "ПАО "Массандра" 18 февраля 2015 года заключен договор аренды имущественных комплексов Государственного предприятия "Ливадия".
Согласно государственному акту, выданному ГП "Ливадия" о праве постоянного пользования земельным участком, общая площадь земель в границах плана составляет 170, 20 га, площадь земель, закрепленная за ГП "Ливадия" - 117, 72 га, посторонние землепользователя - 52, 48 га, в том числе: Управление автомобильных дорог N 1 - 3, 76 га; ДЭУ Горкомхоза - 0, 40 га; пансионат "Донбасс" - 1, 34 га; Ялтинский грузовой порт - 2, 20 га; земли Массандровского поссовета - 42, 34 га; станция техобслуживания (автомойка) - 0, 30 га; Ялтинская нефтебаза - 0, 57 га; ООО "Айлан-плюс" - 0, 06 га; Садовое товарищество "Меркурий" - 0, 73 га; Жилищно- строительный кооператив "Серсиаль" - 0, 78 га.
Контуры окружных границ земельного участка совхоза - завода "Ливадия" площадью 117, 72 га подтверждаются Техническим отчетом по изготовлению государственного акта на право постоянного пользования, разработанным ГП "Крымский институт землеустройства".
В обоснование исковых требований Министерство указало, что спорные земельные участки находятся в границах земельного участка, ранее находившегося в постоянном пользовании Совхоза-завода "Ливадия", в настоящее время находящемся в аренде ФГУП "ПАО Массандра".
Ссылаясь на то, что землепользователь ГП "Ливадия" добровольно не отказывался от находящихся в его пользовании особо ценных земель, а Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и Верховная Рада Украины не давали своего согласия на их изъятие из государственной собственности, истец просит истребовать спорные земельные участки из незаконного владения ответчика.
Спорные земельные участки в настоящее время находятся в фактическом владении ответчика.
Согласно выводов землеустроительной экспертизы N 1381 от 8 апреля 2019 года, земельные участки, принадлежащие Мельникову И.А. на праве собственности, расположены в контуре окружной границы земельного участка, площадью 170, 20 га, в границах которого расположен земельный участок, площадью 117, 72 га, предоставленный в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 06 декабря 1999 года и земельный участок площадью 52, 48 га сторонних (внутренних) землепользователей.
Также выводами эксперта установлено, что принадлежащие ответчику земельные участки полностью расположены в границах земельного участка площадью 117, 72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу - заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 6 декабря 1999 года, в соответствии с представленными на исследование Техническим отчетом по выдаче государственного акта на право постоянного пользования землей совхозу - заводу "Ливадия".
Положив в основу своего судебного постановления на ряду с другими доказательствами, заключение экспертизы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, которые находятся во владении ответчика Мельникова И.А, входят в состав земельного участка, являющегося собственностью Республики Крым.
В части доводов ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец обратился в суд 07 июня 2018 года, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности, с момента когда истцу стало известно о незаконном выбытии земельных участков из государственной собственности, а именно с 19 января 2018 года с момента получения выписок о земельных участках из Единого государственного реестра недвижимости.
С указанными выводами кассационная инстанция согласиться не может на основании следующего.
Как указано выше, на основании решения исполнительного комитета Массандровского поселкового Совета народных депутатов от 29 апреля 1998 года N 72, 06 декабря 1999 года совхозу-заводу "Ливадия" был выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей площадью 117, 72 га, расположенной в г. Ялта, пгт. Отрадное, для ведения товарного сельскохозяйственного производства, зарегистрированный в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за N 11.
Согласно государственному акту, выданному ГП "Ливадия" о праве постоянного пользования земельным участком, общая площадь земель в границах плана составляет 170, 20 га, площадь земель, закрепленная за ГП "Ливадия" - 117, 72 га, посторонние землепользователя - 52, 48 га, в том числе: Управление автомобильных дорог N 1 - 3, 76 га; ДЭУ Горкомхоза - 0, 40 га; пансионат "Донбасс" - 1, 34 га; Ялтинский грузовой порт - 2, 20 га; земли Массандровского поссовета - 42, 34 га; станция техобслуживания (автомойка) - 0, 30 га; Ялтинская нефтебаза - 0, 57 га; ООО "Айлан-плюс" - 0, 06 га; Садовое товарищество "Меркурий" - 0, 73 га; Жилищно- строительный кооператив "Серсиаль" - 0, 78 га.
Контуры окружных границ земельного участка совхоза - завода "Ливадия" площадью 117, 72 га подтверждаются Техническим отчетом по изготовлению государственного акта на право постоянного пользования, разработанным ГП "Крымский институт землеустройства".
Однако, из исследовательской части заключения следует, что представленный на исследование Технический отчет по выдаче государственного акта на право постоянного пользования землей совхозу- заводу "Ливадия", выполненный в 1998 года, в также Государственный акт 1999 года не соответствовали требованиям действовавшего земельного законодательства Украины, поскольку не были проведены геодезические работы по установлению границ и по выносу их в натуру; границы со смежными землепользователями и землевладельцами не согласовывались, межевые знаки на хранение совхозу - заводу "Ливадия" не передавались.
Исходя из вышеизложенного эксперт указал, что определить из представленного на исследование Технического ответа по выдаче Государственного акта совхозу-заводу "Ливадия" фактическое местоположение границ сторонних (внутренних) землепользователей не представляется возможным.
Решением Массандровского поссовета N 10 от 03 декабря 2013 года Юрченко Т.И. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу бесплатно в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0, 1 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений но адресу: "адрес", земельный участок отнесен к землям жилой и общественной застройки.
Решением Массандровского поссовета N 15 от 26 декабря 2013 года был утвержден проект землеустройства и передан в собственность Юрченко Т.И. земельный участок площадью 0, 1000 га из земель коммунальной собственности Массандровского поссовета, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес".
10 января 2014 года Юрченко Т.И. было выдано свидетельство о праве собственности на вышеуказанный земельный участок.
18 марта 2014 года между Юрченко Т.И. и Степановой И.А. был заключен договор дарения, в соответствии с которым Юрченко Т.И. подарила принадлежащий ей на праве собственности земельный участок площадью 0, 1 га по адресу: "адрес", переход права собственности на основании которого был зарегистрирован в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество 18 марта 2014 года.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, кадастровый номер N
16 июня 2015 года между Степановой И.А. и Мельниковым И.А. был заключен договор купли - продажи, в соответствии с которым последний приобрел в собственность за 990 000 рублей земельный участок с кадастровым номером N в "адрес"
Переход права собственности зарегистрирован Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым 29 июня 2015 года.
Решением Массандровского поссовета N 14 от 28 декабря 2009 года Волченко Е.Ф. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0, 0500 га по адресу: "адрес"", для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
Решением Массандровского поссовета N 12 от 03 декабря 2013 года был утвержден проект землеустройства и передан в собственность Волченко Е.Ф. земельный участок площадью 0, 0500 га, из земель коммунальной собственности Массандровского поссовета, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: "адрес"
13 декабря 2013 года Волченко Е.Ф. было выдано свидетельство о праве собственности на вышеуказанный земельный участок.
На основании договора купли - продажи от 23 января 2014 года, Волченко Е.Ф. продала, а Степанова И.А. приобрела земельный участок площадью 0, 0500 га, расположенный в "адрес"
Переход права собственности был зарегистрирован в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество о регистрации нрава собственности 23 января 2014 года.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, кадастровый номер N
30 января 2015 года между Степановой И.А. и Мельниковым И.А. был заключен договор купли - продажи, в соответствии с которым последний приобрел в собственность за 2 205 000 рублей земельный участок с кадастровым номером N в "адрес" Договор удостоверен нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Шедько Л.К.
Переход права собственности зарегистрирован Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым 12 марта 2015 года.
Решением Массандровского поссовета N 3 от 31 января 2014 года Койчак Я.Г. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0, 1000 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес", земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
Решением Массандровского поссовета N 2 от 14 марта 2014 года был утвержден проект землеустройства и передан в собственность Койчак Я.Г, земельный участок площадью 0, 1000 га, из земель коммунальной собственности Массандровского поссовета, для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: "адрес"
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, кадастровый номер N
12 мая 2015 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права собственности Койчак Я.Г. на вышеуказанный земельный участок.
30 мая 2015 года между Койчак Я.Г. и Мельниковым И.А. был заключен договор купли - продажи, в соответствии с которым последний приобрел в собственность за 990 000 рублей земельный участок с кадастровым номером N в "адрес"
Переход права собственности зарегистрирован Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым 10 июня 2015 года.
Решением Массандровского поссовета N 14 от 28 декабря 2009 года Удовенко Э.И. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0, 0500 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес" земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
Решением Массандровского поссовета N 12 от 03 декабря 2013 года был утвержден проект землеустройства и передан в собственность Удовенко Э.И. земельный участок площадью 0, 0500 га из земель коммунальной собственности Массандровского поссовета, для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: "адрес"
13 декабря 2013 года Удовенко Э.И. было выдано свидетельство о праве собственности на вышеуказанный земельный участок.
22 января 2014 года Степанова И.Л. приобрела у Удовенко Э.И. вышеуказанный земельный участок на основании договора его купли продажи, который был удостоверен нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Козловым М.А.
Переход права собственности на земельный участок к Степановой И.А. был зарегистрирован в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество 22 января 2014 года.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, кадастровый номер N
30 января 2015 года между Степановой И.А. и Мельниковым И.А. был заключен договор купли - продажи, в соответствии с которым ответчик приобрел в собственность за 2 205 000 рублей земельный участок площадью 0, 0500 га по адресу: "адрес"", для строительства и обслуживания жилого дома.
Договор удостоверен нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Шедько Л.K, переход права собственности зарегистрирован Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым 09 февраля 2015 года.
Решением Массандровского поссовета N 40 от 29 апреля 2013 года было дано разрешение Койчак Я.С. на разработку проекта землеустройства по отведению бесплатно в собственность земельного участка площадью 0, 10 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений по адресу: "адрес"
Решением Массандровского посовета N 15 от 26 декабря 2013 года был утвержден проект землеустройства и передан в собственность Койчаку Я.С. земельный участок площадью 0, 1500 га из земель коммунальной собственности Массандровского поссовета, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: "адрес"
10 января 2014 года Койчак Я.С. было выдано свидетельство о праве собственности на вышеуказанный земельный участок.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, кадастровый номер N
10 марта 2015 года между Койчак Я.С. и Мельниковым И.А. был заключен договор купли - продажи, в соответствии с которым последний приобрел в собственность за 3 000 000 рублей земельный участок площадью 0, 15 га по адресу: "адрес" предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений. Договор удостоверен нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Шедько Л.К.
Переход права собственности на земельный участок зарегистрирован Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым 13 апреля 2015 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные земельные участки выбыли из государственной собственности на основании решений органов местного самоуправления, которые недействительными в судебном порядке не признаны.
Право собственности на спорные земельные участки, зарегистрировано за их фактическим владельцем Мельниковым И.А, на основании возмездных договоров.
При заключении вышеуказанных договоров купли-продажи, право собственности на земельные участки в установленном законом порядке зарегистрировано за их предыдущими владельцами.
При этом сведения ЕГРН содержали данные об отнесении спорных земельных участков к категории земель населенных пунктов, об установлении им вида разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, какие-либо обременения, а также сведения об отнесении земельных участков к землям с особыми условиями использования территорий в реестре отсутствуют.
Следовательно, Мельников И.А. является добросовестным приобретателем спорных земельных участков.
Как разъяснено в пункте 39 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Как следует из материалов дела, право собственности продавцов спорных земельных участков было зарегистрировано в публичном реестре Украины на основании решений органа местного самоуправления, а также нотариальных сделок, то есть государственными органами Украины был совершен ряд последовательных юридических действий, подтверждающих передачу земельных участков из государственной собственности в частную, земельные участки были также фактически переданы во владение граждан.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об отсутствии воли органа местного самоуправления на передачу в собственность граждан земельных участков.
Вывод апелляционного суда о том, что земельные участки выбыли из государственной собственности помимо воли собственника, а также о применении статьи 302 Гражданского Кодекса Российской Федерации об истребовании имущества у добросовестного приобретателя является ошибочным.
В части выводов о сроке исковой давности установлено следующее.
Согласно разъяснениям, содержащиеся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно которым срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указывает Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ему стало известно о незаконном выбытии земельных участков из государственной собственности, а именно 19 января 2018 года при получении выписок о земельных участках из Единого государственного реестра недвижимости.
Однако, право собственности на земельные участки за прежними владельцами было в установленном порядке зарегистрировано в публичном реестре прав собственности Украины, а также в государственном реестре недвижимости Российской Федерации начиная с 2015 года.
Тот факт, что за получением выписок о правообладателях спорных земельных участков Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым только в январе 2018 года не означает, что истец не должен был узнать предположительно о нарушении своих прав вследствие незаконного выбытия имущества из его владения до указанной даты и соответственно совершить действия, направленные на избежание приобретения земельных участков добросовестным приобретателем.
Исковое заявление предъявлено в суд 07 июня 2018 года, соответственно, срок исковой давности по исковым требованиям пропущен.
На основании вышеизложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно принято с неправильным применением норм материального права, повлиявшим на исход дела, суд кассационной инстанции считает необходимым определение суда апелляционной инстанции отменить, приняв по делу новое решение, не передавая его на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым 22 января 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Мельникову Ивану Александровичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения и прекращении права собственности на недвижимое имущество.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.