Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Кудрявцевой Е.Н, Лозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разживиной Ирины Валентиновны к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности по осмотру жилого помещения, предоставлении акта обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконным бездействия по кассационной жалобе Разживиной И.В. на решение Керченского городского суда от 14 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, судебная коллегия
установила:
В мае 2019 года Разживина И.В. обратилась в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности по визуальному и техническому осмотру жилого помещения с привлечением соответствующих специалистов, предоставлении акта обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, признании незаконным бездействия, мотивируя свои требования тем, что на основании выданной индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида от 12 апреля 2018 года, она имеет рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями для людей, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения.
Руководствуясь положениями постановления Совета министров Республики Крым N 535 от 8 ноября 2016 года "О некоторых вопросах по координации мероприятия по приспособлению жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов", истец обратилась в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым с просьбой провести обследование жилого помещения, где истец проживает, а также составить акт обследования, содержащий, в том числе и выводы комиссии о наличии либо отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида. В письме от 21 июня 2018 года N Р-5/2016/5 Администрация города Керчи Республики Крым сослалась на отсутствие согласия второго собственника жилого помещения - Ляхова Е.В, что исключает возможность проведения каких-либо действий в отношении жилого помещения, в том числе и обследования. Считает, что ответчик проигнорировал постановление Совета министров Республики Крым, обследование жилого помещения не произвел.
Просила обязать Администрацию города Керчи Республики Крым провести визуальный, технический осмотр жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с привлечением соответствующих специалистов, в том числе в сфере архитектуры и градостроительства, управляющей компании многоквартирным домом, органом муниципального жилищного контроля на соответствие требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме и требованиям по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, утвержденными п.п. 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649; предоставить акт обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2016 года N 836/пр, в котором отразить технические характеристики нормативных значений элементов общего имущества в многоквартирном доме и жилого помещения инвалида и фактические их величины, выводы соответствующих специалистов о наличии или отсутствии необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, выводы о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалида; признать незаконным бездействие.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 14 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований Разживиной И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27 ноября 2019 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 августа 2019 года суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Разживина И.В. просит отменить судебные постановления, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что указание в постановлении Совета Министров Республики Крым от 08 ноября 2016 года N на возможность проведения такого обследования только при согласии всех сособственников жилого помещения, не может препятствовать проведению обследования.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также доводы возражений, поступивших в суд кассационной инстанции от ответчика - администрации Города Керчи Республики Крым, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы в виду следующего.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 22 марта 2017 года N 805/1-п создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
05 апреля 2017 года утвержден план мероприятий, 18 мая 2017 года постановлением Администрации города Керчи Республики Крым утверждено Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Разживиной И.В. как инвалиду 12 апреля 2018 года выдана индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида, согласно которой истец нуждается в социально-бытовой адаптации. Выданы рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями.
21 мая 2018 года Разживина И.В. обратилась с заявлением в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым с заявлением об обследовании и приспособлении жилого помещения с учетом ее потребностей и обеспечением условий беспрепятственного доступа в пользовании жилым помещением. Дополнительно указала, что обустроила душевую в коридоре, площадью 1, 85 кв.м, чем не ущемляет права второго сособственника - Ляхова Е.В, так как имеет право приспособить общее имущество с учетом потребностей инвалидов без согласия собственников. При этом ссылается на заключение эксперта.
21 июня 2018 года Администрацией города Керчи Республики Крым истцу направлен ответ по вопросу приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалидов, из которого следует, что для проведения обследования жилого помещения при условии наличия всех документов, Разживиной И.В. на основании постановлении Совета Министров Республики Крым от 08 ноября 2016 года N535 необходимо получить согласие второго собственника квартиры на совершение указанных действий. Отсутствие указанного согласия исключает возможность проведения обследования квартиры с целью его приспособления с учетом потребностей инвалидов.
04 марта 2019 года на обращение Разживиной И.В. по указанному вопросу повторно предоставлено соответствующее разъяснение.
Из сообщения Администрации города Керчи Республики Крым от 28 июня 2019 года следует, что Разживина И.В. с заявлением и необходимым пакетом документов в муниципальную комиссию не обращалась.
Оставляя решение суда первой инстанции об отказе Разживиной И.В. в удовлетворении исковых требований в силе, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с п.п. 2, 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Правила), доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Так, координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 5 Правил, обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя: рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы); рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом; проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания; проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения; оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Руководствуясь пунктом 6 Правил предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17, 18 - 20 Правил).
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что квартира находится в долевой собственности у истца и третьего лица - Ляхова Е.В, следовательно, при обращении в орган местного самоуправления с данным заявлением, в силу норм Жилищного законодательства, а также Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательно согласие второго собственника, который имеет равные права на пользование и распоряжение объектом недвижимости. В судебном заседании Разживина И.В. пояснила, что к Ляхову Е.В. с указанным заявлением, просьбой, не обращалась.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным и обоснованным выводам о том, что истицей выбран неверный способ защиты своих прав из предусмотренных действующим гражданским законодательством, в связи с чем Четвертый кассационный суд общей юрисдикции оснований для отмены судебных постановлений суд не усматривает.
Судами не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда от 14 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Разживиной И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.