Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дагуф С.Е.
судей Ивановой О.Н, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" об обязании к совершению определенных действий по кассационной жалобе Государственного унитарного предприятия г. Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 2 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 23 января 2020 года, Заслушав доклад судьи Дагуф С.Е, выслушав заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры РФ-Кириенко А.А. об оставлении судебных актов без изменений, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Нахимовского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию г. Севастополя "Управляющая компания "Север" далее - ГУПС "УК "Север"), в котором просил суд произвести перенос спортивной площадки, расположенной в районе "адрес" по ул. "адрес", из охранной зоны высоковольтной линии электропередач ООО "Севастопольэнерго" ВЛ-35 кВ.
В обоснование исковых требований указал, что прокурорской проверкой, проведенной в порядке исполнения требований законодательства, установлено, что в нарушение статей 7, 89 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, УК "Север" размещена детская спортивная площадка в охранной зоне высоковольтной линии электропередач ВЛ-35 в районе "адрес" в "адрес". Размещение детской площадки в зоне высоковольтной линии электропередач создает опасность жизни и здоровью граждан, угрозу повреждения их имущества. В связи с чем просит обязать ЕУП УК "Север" произвести перенос детской площадки за границы охранной зоны высоковольтной линии электропередач ВЛ-35 кВ.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 2 октября 2019 года исковые требования Прокурора Нахимовского района города Севастополя удовлетворены.
ГУП г. Севастополя "Управляющая компания "Север" обязано произвести перенос спортивной площадки, расположенной в районе "адрес" в "адрес", из охранной зоны высоковольтной линии электропередач ООО "Севастопольэнерго" ВЛ-35 кВ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 23 января 2020 года решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 2 октября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ГУПС "УК "Север" просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что судами не выяснен правообладатель земельного участка, на котором расположена спортивная площадка, а также правообладатель земельного участка, на который суд обязал перенести спорную площадку. Вывод суда о виновности ГУПС "УК "Север" не соответствует обстоятельствам дела. ГУПС "УК "Север" не разрабатывало проект на размещение площадки и не определяло место ее размещения. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица ГКУ г. Севастополя "Управление по эксплуатации городского хозяйства" и распорядителя бюджетных средств Департамента городского хозяйства города Севастополя. Полагает, что к данным правоотношениям положения статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не применимо. Суд первой инстанции не учел, что на момент принятия решения суда многоквартирный дом N 33 в с. Поворотное в управлении ГУПС "УК "Север" не находился, так как с 1 июля 2019 года исключен из лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Указанный вопрос суд первой инстанции не исследовал.
В судебное заседание суда кассационной стороны не явились, извещены о рассмотрении дела в надлежащем порядке.
Прокурор возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Как следует из материалов настоящего дела, 2 августа 2018 сотрудниками ООО "Севастопольэнерго" при проведении внепланового инженерного осмотра ВЛ-35 кВ ПС-8?ПС-13 в пролете опор N 29-30 по адресу "адрес" в "адрес" выявлены нарушения охранных зон ВЛ-35 кВ, а именно: непосредственно под проводами ВЛ-35 кВ расположена детская площадка, а также на расстоянии 4м от проекции крайнего провода расположена спортивная площадка, что является нарушением Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (далее - Правила), а именно п. 9 (б): В охранных зонах запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании информации ООО "Севастопольэнерго" во исполнение требований законодательства прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проведена проверка размещения детской спортивной площадки в районе "адрес" в "адрес".
Проверкой установлено, что на основании контракта, заключенного между ГУПС "Управляющая компания "Север" и ООО "РОМАНА-СЕРВИС" в районе "адрес" в "адрес", на расстоянии 4 метра от проекции крайнего провода высоковольтной линии электропередач ВЛ-35 установлена детская спортивная площадка.
Как следует из адресного перечня спортивных площадок, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2018 N 58-ПП (Приложение N 2), под N 10 значится "адрес" без указания конкретного адреса - улицы и номера дома. Получателем субсидии указана ГУПС "УК "Север".
26 февраля 2018 года между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и ГУПС "УК "Север" заключено Соглашение N 28 о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя ГУПС "УК "Север" на финансовое обеспечение затрат по обустройству спортивных и детских площадок юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляющим услуги по содержанию жилых помещений в многоквартирных домах, в целях обеспечения комфортной городской среды (л.д. 90-98), в Приложении N 2 к которому (Адресный перечень спортивных площадок) под N 10 значится "адрес" без указания конкретного адреса - улицы и номера дома.
10 апреля 2018 года между ГУПС "УК "Север" и ООО "РОМАНА- СЕРВИС" в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен Контракт на выполнение работ по устройству детских и спортивных площадок при капитальном ремонте внутридомовых территорий, предметом которого является выполнение подрядчиком работ по устройству детских и спортивных площадок при капитальном ремонте внутридворовых территорий, состав и объем работ и требования к работам определяются в техническом задании (Приложение N 1) и локальным сметным расчетом (Приложение N 2) к настоящему контракту.
Из материалов дела следует, что работы по устройству спортивной площадки при капитальном ремонте внутридворовых территорий по адресу: "адрес", выполнялись ГУПС "УК "Север" с привлечением подрядчика ООО "РОМАНА-СЕРВИС" на основании проекта, разработанного ООО "Технодорпроект", заказчиком которого являлось Государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", и положительного заключения государственной экспертизы N 1 - 1-1785-17 от 29 декабря 2017 года, согласно которому все технические решения, разработанные в проектной документации, соответствуют требованиям действующих норм и правил строительного проектирования, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным, противовзрывным нормам, действующим на территории РФ, обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
Таким образом, из материалов дела следует, что место размещения спортивной площадки определено технической документацией. Однако доказательств того, что место размещения спортивной площадки определено именно проектной организацией, материалы дела не содержат.
Вместе с тем из технической документации, разработанной ООО "Технодорпроект" по заказу Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", следует, что перед началом производства работ необходимо уточнить наличие и глубину залегания существующих инженерных сетей, земляные работы выполнять в присутствии представителя организации, эксплуатирующей сети (л.д. 50).
Учитывая, что спортивная площадка расположена в 4 метрах от высоковольтной линии электропередач, ГУПС "УК "Север" не могло не знать о её наличии и о том, что в пределах 15 метрах от неё размещение спортивной площадки запрещено.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что работы выполнялись в присутствии представителя ООО Севастопольэнерго".
Как установлено, возведенная спортивная площадка оказалась в охранной зоне высоковольтных электросетей, что исключает возможность использования её по назначению, как элемента благоустройства.
Таким образом, поскольку спортивная площадка возведена за счет средств целевой субсидии, предоставленной ГУПС "УК "Север", невозможность использования спортивной площадки по назначению влечет ответственность получателя субсидии. Доказательств устранения нарушений ответчиком не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ГУПС "Управляющая компания "Север", на которое следует возложить обязанность по переносу спорной площадки, возведенной с нарушением требований законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и указал, что то обстоятельство, что решением Госжилнадзора Севастополя от 26 сентября 2019 года многоквартирный "адрес" исключен из реестра лицензий ГУПС "Управляющая компания "Север", не влечет отмену решения суда, поскольку ответчик об этом обстоятельстве суду первой инстанции не сообщал и соответствующих доказательств не представлял.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает указанные выводы судов обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке судами доказательств по делу.
Доводы кассационной жалобы идентичны доводам апелляционной жалобы, которым дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Судами выполнены требования статьи 67 ГПК РФ и несогласие заявителя с судебной оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов, а потому не является основанием для их отмены.
Кроме того, в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Из материалов дела не следует, что основополагающие принципы правосудия, указанные выше, были судами первой и апелляционной инстанций нарушены.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 2 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 23 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия г. Севастополя "Управляющая компания "Север" - без удовлетворения.
Председательствующий С.Е. Дагуф
Судьи О.Н. Иванова
А.С.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.