Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Бетрозовой Н.В, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия к Васильеву Заяну Михайловичу о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Васильева Заяна Михайловича на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 04 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия
установила:
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - Министерство) обратилось в суд с иском к Васильеву З.М. о взыскании денежных средств.
В обоснование заявленного требования истец указал, что в рамках целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2014-2016 годы", утвержденной приказом Министерства от 21 октября 2013 года N 199-п, Васильеву З.М. предоставлены грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 500 000 рублей и единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров в размере 105 613 рублей 17 копеек. 20 июля 2015 года денежные средства в общей сумме 1 605 613 рублей 17 копеек перечислены из бюджета Республики Калмыкия на расчетный счет ответчика. В соответствии с Порядком предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 июня 2012 года N 185, получатель гранта постоянно проживает в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и данное хозяйство является его единственным местом трудоустройства. Однако в ходе проверки, проведенной Управлением МВД России по г..Элисте, было установлено, что Васильев З.М. с ноября 2017 года по сентябрь 2018 года работал в обществе с ограниченной ответственностью "СТМ-ЦЕНТР" в г..Москве, с ноября 2018 года - в обществе с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Начин" в должности охранника. Поскольку Васильев З.М. осуществлял трудовую деятельность не по месту нахождения и регистрации хозяйства, он нарушил условия предоставления гранта и единовременной помощи. Министерство в установленном порядке направило в адрес Васильева З.М. требование о возврате сумм гранта и единовременной помощи, которое до настоящего времени оставлено без исполнения.
На этом основании просило взыскать с Васильева З.М. в пользу бюджета Республики Калмыкия в лице Министерства суммы полученного гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000 рублей и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров - 105 613 рублей 17 копеек.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 04 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 января 2020 года, исковые требования удовлетворены.
С Васильева З.М. в пользу бюджета Республики Калмыкия в лице Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия взысканы суммы полученного гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000 рублей и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров в размере 105 613 рублей 17 копеек.
С Васильева З.М. в местный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 16 228 рублей 07 копеек.
В кассационной жалобе Васильев З.М, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Васильева З.М. - Санджинова О.С. поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить оспариваемые судебные постановления с направлением дела на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 5, пункту 1 статьи 6 и части 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" (действовавших на момент возникновения спорных отношений) установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации (пункты 1, 3, 6).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 июня 2012 года N 185 утвержден Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (действовавший на момент возникновения спорных отношений).
Указанный Порядок устанавливает механизм и условия предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 ноября 2012 года N 457, и ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2014 - 2016 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 21 октября 2013 года N 199-п.
В пункте 26 Порядка указано, что победители конкурсного отбора несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за соблюдение данного Порядка, условий соглашения, достоверность представляемых сведений, целевое использование субсидии.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 26 Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 февраля 2017 года N 49.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13 июля 2015 года между Министерством и индивидуальным предпринимателем - главой КФХ Васильевым З.М. заключено соглашение N N о предоставлении гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее - Соглашение), по условиям которого Министерство 20 июля 2015 года перечислило на расчетный счет главы КФХ Васильева З.М. грант в размере 1 500 000 рублей и единовременную помощь - 105 613 рублей 17 копеек. Соглашение действует в течение 5 лет с момента его подписания.
Согласно пункту 2.2.8 Соглашения индивидуальный предприниматель - глава КФХ Васильев З.М. обязан постоянно проживать в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации КФХ, которое является единственным местом трудоустройства главы хозяйства.
В случае невыполнения указанного условия соответствующие денежные средства подлежат возврату начинающим фермером в добровольном или в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.3 Соглашения).
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом и иными правовыми актами.
Действующее законодательство не содержит запрета на установление указанной обязанности получателю гранта, Соглашение отвечает принципу свободы договора, а кроме того никем не оспорено.
Факт подписания индивидуальным предпринимателем - главой КФХ Васильевым З.М. соглашения свидетельствует о том, что он с его условиями был ознакомлен, согласен, в связи с чем понимал меру ответственности по добровольно принятым на себя обязательствам.
Однако, до истечения срока действия Соглашения в период с ноября 2017 года по сентябрь 2018 года Васильев З.М. работал в обществе с ограниченной ответственностью "СТМ-ЦЕНТР" в г. Москве, с 15 ноября 2018 года - в обособленном подразделении в с. Глебовское, г. Новороссийск Краснодарского края общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Начин" в должности охранника.
Таким образом, Васильев З.М. в период действия Соглашения осуществлял в вышеуказанный период трудовую деятельность не по месту нахождения и регистрации хозяйства.
Пунктом 24 Порядка установлено, что уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня выявления случаев нарушения условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи направляет победителям конкурсного отбора требование о возврате, которое должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования. В случае невыполнения в установленный срок требования о возврате уполномоченный орган обеспечивает взыскание в судебном порядке.
16 января 2019 года Министерство направило требование о возврате гранта в связи с неисполнением условий его предоставления, которое ответчиком было проигнорировано.
Принимая обжалуемые судебные постановления об удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из доказанности нарушения ответчиком условий Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, а также соглашения, заключенного с Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия, вследствие чего с него подлежат взысканию суммы предоставленных гранта и единовременной помощи.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Доводы жалобы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 мая 2020 года приостановлено исполнение оспариваемых судебных постановлений.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу приостановление исполнения судебных постановлений на основании статьи 379.3 ГПК РФ, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 04 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных постановлений.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Н.В. Бетрозова
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.