Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горковенко В.А, судей Мартыновой Н.Н. и Якубовской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Германа Валерия Антоновича к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А, судебная коллегия
установила:
Герман В.А. обратился в суд с иском Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав, что в 1998 году ему был установлен статус инвалида войны вследствие ранения, полученного от взрывчатых веществ в послевоенный период и выдано удостоверение инвалида войны 3 группы в предоставлением права на льготы в соответствии с законодательством Украины С 27 июня 2000 года инвалидность установлена бессрочно. Согласно справке Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района от 12 октября 2015 года истец состоит на учете в ДТСЗН Симферопольского района с 01 января 2015 года как инвалид войны 3 группы. 07 мая 2018 года истец обратился в Минтруда Республики Крым с заявлением о замене удостоверения инвалида войны 3 группы на удостоверение участника Великой Отечественной войны. Согласно ответу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 30 мая 2018 года истцу отказано в выдаче удостоверения участника Великой Отечественной войны в связи с тем, что он не имеет права на статус участника ВОВ. Отказ мотивирован тем, что инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с последствиями боевых действий времен ВОВ, возникшие после окончания Великой отечественной войны, Федеральным законом не отнесены к участникам Великой Отечественной войны. Считает указанный ответ не законным. Просит признать отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в выдаче удостоверения ветерана участника Великой Отечественной войны от 30 мая 2018 года незаконным, признать его участником Великой Отечественной войны, обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым выдать ему удостоверение участника Великой Отечественной войны, признать право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона от 12 января1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2019 года в удовлетворении иска Герману В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12 марта 2020 года решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2019 года отменено. Признан письменный отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 30 мая 2018 года в выдаче Герману В.А. удостоверения участника Великой Отечественной Войны незаконным. Признано право Германа В.А. на получение статуса участника Великой Отечественной Войны и обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым выдать Герману В.А. удостоверение участника Великой Отечественной Войны в порядке замены удостоверения, выданного 09 декабря 2002 года Управлением труда и социальной защиты населения Киевского районного совета гор Симферополя АР Крым.
В кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым просит об отмене вышеуказанного судебного акта, считая, что судом апелляционной инстанции грубо нарушены нормы материального права. Просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что Герман В.А. обратился в Министерство труда и социальной защиты населения РК с заявлением о замене украинского удостоверения инвалида войны 3 группы, выданного Управлением труда и социальной защиты населения Киевского районного совета гор Симферополя АР Крым 9 декабря 2002 года на российское удостоверение участника войны.
Герману В.А. бессрочно установлена инвалидность 3 группы по причине ранения, полученного в послевоенное время (справка РМСЭК N 3 от 27 июня 2000 года).
С 1 января 2015 года Герман В.А. состоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района РК по категориям "инвалид 3 группы" и "лица, ставшие инвалидами вследствие военных действий гражданской и ВОВ или ставшие инвалидами от указанных причин в несовершеннолетнем возрасте в послевоенные годы".
Письмом Министерства труда и социальной защиты от 30 мая 2018 года Герману В.А. отказано в замене удостоверения участника войны в связи с тем, что ранение получено после окончания ВОВ, в то время как по смыслу подпункта "и" пункта 1 статьи 2 ФЗ от 12 января 1995 года N 5- ФЗ "О ветеранах", к участникам ВОВ отнесены инвалиды с детства, получившие ранение в период ВОВ 1941-1945 годы.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не предоставлены документы, содержащие сведения об обстоятельствах, подтверждающих принадлежность гражданина к льготной категории, в учреждение медико-социальной экспертизы с заявлением о замене документа, подтверждающего инвалидность, выданного официальным органом Украины истец не обращался.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия Верховного суда Республики Крым не согласилась с выводами суда первой инстанции и, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к выводу о наличии оснований для признания незаконными действий Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя и возложении обязанности произвести замену удостоверения инвалида войны, выданного Герману В.А. 9 декабря 2002 года Управлением труда и социальной защиты населения Киевского районного совета гор Симферополя АР Крым, на соответствующее удостоверение Российского образца, частично удовлетворив исковые требования.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с данным Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.
Реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года (часть 1 статьи 2).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532 утверждены Правила.
В рамках такого правового регулирования гражданам предоставляется возможность замены ранее выданных документов на документы российского образца в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который предполагает необходимость представления в этих целях документов, содержащих сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории) и наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) (подпункт "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532).
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о наличии основания для удовлетворения требований истца о признании отказа в замене удовлетворения и возложении на ответчика обязанности произвести замену удостоверения, признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным и основанным на верном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а несогласие заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.