Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Бетрозовой Н.В, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тимашевского района Краснодарского края, действующего в интересах несовершеннолетних Мельник М.Р, Мельник Н.Р, Мельник С.Р, к администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края об обеспечении земельных участков, предоставленных многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры, по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края Остапенко Е.В. на решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 26 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия
установила:
прокурор Тимашевского района Краснодарского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетних Мельник М.Р, Мельник Н.Р, Мельник С.Р. к администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края об обеспечении земельных участков, предоставленных многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации МО Тимашевский район N1281 от 26 октября 2018 г. Мельник Т.Ю. предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по "адрес". Проведенной проверкой прокуратурой района установлено, что на момент предоставления указанного земельного участка и до настоящего времени он не обеспечен возможностью подключения к сетям централизованного газо-водо-провода, электросетям. Полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим троих и более детей, принадлежат органам местного самоуправления муниципального района. В результате неправомерных действий ответчика, которым не принимаются меры, направленные на своевременное обеспечение выделенных земельных участков возможностью подключения к сетям инженерно- технического обеспечения, нарушаются социальные права Мельник Т.Ю, относящегося к льготной категории граждан, а также ее несовершеннолетних детей, и создаются препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению. Полагая действия ответчика незаконными, истец обратился в суд.
Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от 26 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года, исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края устранить в полном объеме выявленные нарушения путем обеспечения возможности подключения земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по "адрес" объектами инженерной инфраструктуры, а именно к сетям центрального газопровода.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края Остапенко Е.В, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца прокурор Стрелковский С.Н. просил оставить состоявшиеся по делу судебные постановления без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Стрелковского С.Н, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N334-Ф3 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2017 г. полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, принадлежат органам местного самоуправления муниципального района.
Из системного анализа пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относятся вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указанные выше программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления администрации МО Тимашевский район N1281 от 26 октября 2018 г. и договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N N от 01 ноября 2018 г. Мельник Т.Ю. предоставлен на праве аренды сроком до 26 октября 2038 г. земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по "адрес"
На основании заявления Мельник Т.Ю. прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей, по результатам проведения которой установлено, что на момент заключения вышеназванного договора аренды и до настоящего времени арендуемый Мельник Т.Ю. земельный участок не обеспечен возможностью подключения к сетям централизованного газопровода, водопровода, электросетям.
Мельник Т.Ю. обращалась в специализированные организации для обеспечения указанными инфраструктурами предоставленный ей земельный участок и получения технических условий, однако ей было разъяснено, что при самостоятельном обращении в коммунальные службы города будет необходимо оплатить услуги, связанные с проведением коммуникаций, получением технических условий, проведением топогеодезической съемки.
При этом приступить к строительству жилого дома на земельном участке не представляется возможным без получения технических условий.
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что согласно топографической съемке, проведенной по вышеназванному адресу следует, что по земельному участку проходит водопроводная труба, а напротив земельного участка проходит линия электропередач на 10 кВ, в связи с чем суд пришел к верному выводу о том, что фактически земельный участок Мельник Т.Ю. может быть подключен к сетям центрального водопровода и линии электропередачи.
Вместе с тем, отсутствует возможность подключения указанного участка к линии газопровода, поскольку спорные коммуникации проходят по "адрес", но не подведены к земельному участку Мельник Т.Ю, в то время как их подведение до участка при самостоятельном обращении в коммунальные службы муниципального образования является дорогостоящим.
Принимая обжалуемые судебные постановления о частичном удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из установления факта отсутствия подключения земельного участка Мельник Т.Ю. к инженерным сетям центрального газопровода.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 26 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Н.В. Бетрозова
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.