Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горковенко В.А, судей Якубовской Е.В. и Макаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулагиной Любови Константиновны к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о признании действий незаконными, признании трудового стажа, возложении обязанности по зачету стажа государственного гражданского служащего, произвести перерасчет ежемесячной надбавки, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Южного межрегионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Крым от 05 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А, выслушав объяснения представителя Кулагиной Л.К. по доверенности Шипило Е.И, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кулагина Л.К. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о признании действий незаконными, признании трудового стажа, возложении обязанности по зачету стажа государственного гражданского служащего, произвести перерасчет ежемесячной надбавки, взыскании судебных расходов, указав, что при установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в стаж работы государственного гражданского служащего ей не засчитан период работы агрономом с 23 декабря 1993 года до 01 января 2005 года в Государственной инспекции по карантину растений Автономной Республики Крым. Между тем, в соответствии с положениями Закона Украины "О государственной службе" и Закона Украины "О карантине растений" время работы на занимаемых ею в указанный период должностях (с 23 декабря 1993 года - агронома 2 категории, с 24 октября 1995 года - агронома 1 категории) засчитывалось в стаж государственной службы, так как специалисты всех категорий пограничных госинспекций по карантину растений по должности являлись одновременно государственными инспекторами по карантину.
Просила суд признать незаконными действия ответчика по исчислению её трудового стажа (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу, зачесть период её работы с 23 декабря 1993 года до 01 января 2005 года в стаж государственной гражданской службы, обязать ответчика с учетом указанного стажа провести перерасчет ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, начиная с 16 мая 2014 года, а также взыскать с ответчика в возмещение судебных расходов 25000 рублей.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 31 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Кулагиной Л.К. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Крым от 05 февраля 2020 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 31 октября 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым иск удовлетворен частично. Признано неправомерным исчисление стажа Кулагиной Л.К. для установления надбавки к должностному окладу за выслугу лет без учета периода её работы с 23 декабря 1993 года до 01 мая 2005 года в должности агронома Государственной инспекции по карантину растений Автономной Республики Крым (Министерства аграрной политики Украины) на ПКП паромная переправа "Крым-Кавказ". Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым с 18 февраля 2018 года обязано произвести перерасчет назначенной истцу надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включив в исчисление стажа, дающего право на указанную надбавку, период работы Кулагиной Л.К. в Государственной инспекции по карантину растений в Автономной Республике Крым (Министерства аграрной политики Украины) с 23 декабря 1993 года до 01 мая 2005 года в должности агронома второй и первой категории на ПКП паромная переправа "Крым-Кавказ". С ответчика в пользу истца в счет возмещения судебных расходов взыскано 10000 рублей. Также с Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене определения суда апелляционной инстанции, как принятого с нарушением норм материального права. Просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая исковые требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что только служба на должностях заведующего в пограничных пунктах по карантину растений в морских портах (на пристанях) с 24 августа 1993 года засчитывается в стаж государственной службы. Работа на иных должностях, в том числе и в должности агронома, в стаж гражданской службы не засчитывается.
Суд первой инстанции согласился с решением комиссии по установлению ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе от 14 ноября 2014 года, которая не включила период работы истца с 23 декабря 1993 года по 31 декабря 2004 года в должности агронома.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия Верховного суда Республики Крым не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что суд первой инстанции не установил, являлось ли юридическое лицо, с которым в спорный период времени Кулагина Л.К. состояла в трудовых отношениях, работая на должностях агронома второй, а затем первой категории на ППКР на паромной переправе "Крым-Кавказ", тем органом, период работы в котором засчитывался в стаж государственной службы.
Дав самостоятельную оценку доказательствам по делу с учетом нормативного регулирования отношений, судебная коллегия пришла к выводу, что в период работы агрономом Кулагина Л.К. одновременно по должности являлась государственным инспектором по карантину растений и в соответствии с законодательством Украины указанная работа засчитывалась ей в стаж государственной службы.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках" (далее - Правила), трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Пунктом 10 Правил установлено, что все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Аналогичные положения содержались и в статье 48 Кодекса законов о труде Украины, пунктах 1.1, 2.4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины Министерства юстиции Украины Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 года N 58, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 августа 1993 года за N 110.
Из содержания пункта 34 Правил следует, что установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы у данного работодателя на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т.п.), а в случае их отсутствия - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе осуществляется при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства).
Согласно записи в трудовой книжке и приказу Пограничной государственной инспекции по карантину растений Республики Крым N 56 от 23 декабря 1993 года, Кулагина Л.К. была принята на работу с 23 декабря 1993 года на должность агронома второй категории (образование высшее) на ППКР на паромной переправе Крым-Кавказ.
Из штатного расписания, предоставленного Кулагиной Л.К, следует, что в штате ППКР переправа Крым-Кавказ должность специалиста в спорный период отсутствовала, а из самого штатного расписания не усматривается, что должность агронома была приравнена к должности государственного служащего Украины.
Согласно приказу, Госинспекции по карантину растений Автономной Республики Крым от 11 ноября 2005 года N 129, название занимаемой должности Кулагиной Л.К. переименовано с агронома первой категории на ведущего специалиста - государственного инспектора по карантину растений.
Статьей 2 Закона Украины "О государственной службе", действовавшего в период существования спорных отношений, определено, что должность - это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.
Должностными лицами в соответствии с указанным Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, иные государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативносовещательных функций.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля по карантину растений, указаны в статье 12 Закона Украины от 30 апреля 1993 г. N 3348?XII "О карантине растений".
В соответствии с указанной статьей организация и осуществление государственного контроля по карантину растений возлагается на главных государственных инспекторов по карантину растений, их заместителей и государственных инспекторов по карантину растений.
Главным государственным инспектором по карантину растений Республики Крым являлся руководитель соответствующего органа по карантину растений, который назначается и увольняется с должности Главным государственным инспектором по карантину растений Украины.
Главные, ведущие специалисты и специалисты всех категорий пограничных областных, областной, городской инспекции по карантину растений, заведующие пограничными пунктами по карантину растений в морских, речных портах (на пристанях), на соответствующих железнодорожных станциях, в аэропортах, главпочтамтах или шоссейных путях по должности являются одновременно государственными инспекторами по карантину растений соответствующей территории или пункта.
Поскольку согласно законодательству, действовавшему в спорный период, только служба на должностях заведующего засчитывается в стаж государственной службы, то требования истца о зачете периода её работы с 23 декабря 1993 года до 01 января 2005 года в стаж государственной гражданской службы, не могли быть удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, не применил закон подлежащий применению, что в силу пункта 1 части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене апелляционного определения в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют установленным судом обстоятельствам, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными и оцененными судом, мотивированы со ссылкой на примененные судом к данному правоотношению нормы материального права, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, отменив апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Крым от 05 февраля 2020 года отменить, оставить в силе решение Керченского городского суда Республики Крым от 31 октября 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.