Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Косарева И.Э, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования город Краснодар к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар Абонеева И.А. на решение Первомайского районного суда Краснодарского края от 09 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственно п регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В обоснование требований указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок с кадастровым номером N6, расположенный по адресу "адрес", поставлен на государственный кадастровый учет 06.05.2003г, сведения о правообладателях земельного участка отсутствуют. Истец указывает, что наличие вышеуказанного земельного участка на государственном кадастровом учете препятствует администрации в возможности рассмотрения данной территории для формирования земельных участков в других границах с целью решения вопросов местного значения. Руководствуясь частью 3 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" истец просит суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес".
Решением Первомайского районного суда Краснодарского края от 09 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 февраля 2020 года, в удовлетворении искового заявления отказано.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар Абонеев И.А, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.09.2019г. земельный участок с кадастровым номером N, площадью 65 кв.м, расположенный по адресу "адрес" поставлен на государственный кадастровый учет 06.05.2003г, сведения о правообладателях земельного участка отсутствуют.
В связи с тем, что наличие вышеуказанного земельного участка на государственном кадастровом учете препятствует администрации в возможности рассмотрения данной территории для формирования земельных участков в других границах с целью решения вопросов местного значения, истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о снятии его с учета.
Уведомлением управления Росреестра от 21.06.2019г. N 23/19- 127213 сообщено, что работы по рассмотрению заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N приостановлены.
Руководствуясь правилами части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" истец в досудебном порядке обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, решением которой от 06.05.2019г. N 23/19/Р-243 отклонено заявление
администрации об обжаловании решения о приостановлении от 21.06.2019 N 23/19-127213 в связи с обоснованностью данного решения.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с иском о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Законом сведений об объектах недвижимости.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования или право аренды которого переоформлено на публичный сервитут, в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона N 137-ФЭ "О введении в действие ЗК РФ" (пункт 3.2 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Спорный земельный участок не является преобразуемым в порядке статей 11.4 - 11.7 ЗК РФ, то есть не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение.
Частью 3 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Принимая обжалуемые судебные постановления об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО7, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из того, что в рассматриваемом случае, само по себе нахождение земельного участка на кадастровом учете на нарушает права истца и не создает угрозы их нарушения, и, как следствие, необходимость судебной защиты в смысле приведенных выше норм, у него отсутствует.
В данном случае, как правильно отмечено нижестоящими судами, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 06.05.2003г, однако имеет статус "актуальные", поэтому пункт 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ не может быть применен к спорным правоотношениям.
Кроме того, сведений о переоформлении прав на земельный участок с кадастровым номером N публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" материалы дела не содержат.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что кадастровый учет спорного земельного участка осуществлен с нарушением требований закона, также не представлено.
Учитывая указанное, а также то, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, судебная коллегия соглашается с выводом нижестоящих судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой инстанции и апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда Краснодарского края от 09 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи И.Э. Косарев
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.