Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Руденко Ф.Г, Горковенко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж по кассационной жалобе ФИО3 на решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 4 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения ФИО3, представителя ФИО8, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани (далее по тексту УПФР в Советском районе г. Астрахани) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периода службы в Вооруженных Силах СССР и периодов работы в должностях педагога дополнительного образования в специальный стаж.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 19 декабря 2019 года, исковые требования ФИО3 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 4 марта 2020 года решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 декабря 2019 года отменено в части отказа ФИО3 во включении в специальный стаж периода работы с 26 августа 2005 года по 2 ноября 2005 года в должности руководителя физвоспитания в Профессиональном училище N 3 г. Астрахани.
В этой части принято новое решение по делу. В специальный стаж ФИО3 включен период работы с 26 августа 2005 года по 2 ноября 2005 года в должности руководителя физвоспитания в Профессиональном училище N 3 г. Астрахани. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ссылается на то, что при вынесении решения, апелляционного определения судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем указанные судебные постановления подлежат отмене.
В суд кассационной инстанции явились истец ФИО3, представитель истца по заявлению ФИО8 Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об отложении дела слушанием не просили, на участии в рассмотрении дела не настаивали. При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения ФИО3, его представителя ФИО8, поддержавших жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов по следующим основаниям.
Судами установлено, что 11 ноября 2018 года ФИО3, полагая, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обратился в УПФР в Советском районе г. Астрахани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Рассмотрев заявление ФИО3, пенсионным органом в подсчет специального стажа не включены периоды работы с 1 января 2001 года по 21 августа 2005 года в должности тренера-преподавателя по борьбе дзюдо в МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа N 4", с 26 августа 2005 года по 2 ноября 2005 года в должности руководителя физвоспитания в Профессиональном училище N 3 г. Астрахани, поскольку приобретенный после 1 января 2001 года специальный стаж засчитывается, если у лица на 1 января 2001 года имеется специальный стаж продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а у заявителя он составил 15 лет 27 дней.
Периоды работы с 10 сентября 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 1 января 2009 года по 31 декабря 2016 года, с 1 января 2017 года по 11 ноября 2018 года в должности педагога дополнительного образования в ОГОУ ДОД "Центр эстетического воспитания детей и молодежи" не включены в специальный стаж истца, так как льготный характер работы не подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета (не указан льготный код работы) и также на 1 января 2001 года отсутствует специальный стаж продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Период службы в Вооруженных Силах СССР с 9 ноября 1982 года по 26 декабря 1984 года не включен в специальный стаж, поскольку на дату обращения в пенсионный орган у ФИО3 отсутствует педагогический стаж продолжительностью 16 лет 8 месяцев.
На момент обращения к ответчику специальный стаж истца составил 15 лет 27 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Советском районе г. Астрахани от 23 ноября 2018 года N в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований ФИО3 о включении в специальный стаж периодов работы в должностях педагога дополнительного образования после 1 января 2001 года, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, и руководствуясь правовыми нормами, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходил из того, что необходимое условие о наличии на 1 января 2001 у истца стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, не выполнено.
В нарушение положений пункта 12 Правил N 781 от 29 октября 2002 года, на 1 января 2001 года специальный стаж ФИО3, с учетом периодов работы подлежащих включению по решению УПФР в Советском районе г. Астрахани от 23 ноября 2018 года N, составляет только 15 лет 27 дней, что менее требуемых 16 лет 8 месяцев.
Также отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО3 о включении в специальный страховой стаж периода прохождения им военной службы с 9 ноября 1982 года по 26 декабря 1984 года, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшим до 01 января 1993 года, и утвердившим Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, обоснованно исходил из того, что на дату обращения за пенсией - 11 ноября 2018 года, специальный стаж истца, подлежащий включению для определения права на пенсию, составляет 15 лет 27 дней, что менее требуемых 2/3 стажа, составляющих 16 лет 8 месяцев.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого решения в данной части согласился с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу 1 января 2015 года (в редакции, действующей в момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии), право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет и мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Согласно пункту 12 Правил N 781 от 29 октября 2002 года работа в должностях указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка (в числе которых тренер-преподаватель) в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что для назначения досрочной страховой пенсии необходимо, чтобы должность и учреждение, в которых работает истец, были указаны в перечисленных Списках.
В силу положений подпункта "г" пункта 1 и пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего в период прохождения истцом военной службы, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на пенсию за выслугу лет.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение его специальный стаж, подлежащий включению для определения права на пенсию составляет 15 лет 0 месяцев 27 дней, что менее требуемых 2/3 стажа, составляющих 16 лет 8 месяцев. В этой связи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в иске в части включения в его специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР с 9 ноября 1982 года по 26 декабря 1984 года, вследствие отсутствия для этого правовых оснований.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об исключении из специального стажа периода работы с 26 августа 2005 года по 2 ноября 2005 года в должности руководителя физвоспитания в Профессиональном училище N 3 г. Астрахани. В данной части судебные акты не обжалованы.
Судами первой и апелляционной инстанции нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 4 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.