Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стрельченко Людмилы Владимировны к Государственному казенному учреждению Севастополя "Севастопольское лесничество", Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности, об установлении границ земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка, по кассационной жалобе представителя Стрельченко Л.В. - Заверюха А.С. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 16 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
Стрельченко Л.В. обратилась в суд с иском к ГКУ Севастополя "Севастопольское лесничество", Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, с учетом уточнения исковых требований, об установлении границ земельного участка общей площадью 2, 0 га, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в соответствии с координатами, указанными в проекте межевого плана от 07 мая 2018 года, подготовленного кадастровым инженером Фирюлиным П.Н. Исковые требования обоснованы тем, что Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 20 января 2010 года N 88-р истцу дано разрешение на разработку проекта землеустройства для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное. Во исполнение казанного распоряжения истцом разработан проект землеустройства об отводе земельного участка, ориентировочной площадью 2 га, проект землеустройства до отведению указанного земельного участка согласован 17 марта 2010 года постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. В последующем Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года N 1133-р истцу утвержден проект землеустройства по отведению земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) площадью 2, 0 га для ведения личного крестьянского хозяйства, по адресу: "адрес".
Земельный участок передан в собственность Стрельченко Л.В. с отнесением к категории земель сельскохозяйственного назначения. 29 сентября 2017 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N После обращения в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с целью регистрации права собственности на земельный участок истцу стало известно, что границы принадлежащего ей земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", что является препятствием для государственной регистрации права, поскольку часть земельного участка уже зарегистрирована за Орлиновским участковым лесничеством. При подготовке межевого плана для определения координат характерных точек границ земельного участка и выполнении соответствующих кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка определены координаты точек границ земельного участка, позволяющие идентифицировать их фактическое местоположение на местности. Установлено, что земельный участок, переданный в собственность истцу, пересекается с земельными участками с кадастровыми номерами N и N, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 16 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 12 сентября 2019 года, в удовлетворении исковых требований Стрельченко Л.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель Стрельченко Л.В. - Заверюха А.С, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов указывает, что суды двух инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям лесов и истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указывается, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 20 января 2010 года N 88-р Стрельченко Л.В. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка ориентировочной площадью 2, 0 га для ведения личного сельского хозяйства в районе села Колхозное за пределами населенных пунктов.
Указанным распоряжением на Стрельченко Л.В. возложена обязанность в течение одного года со дня издания распоряжения предоставить в городскую государственную администрацию разработанный и согласованный в порядке, установленном законом проект землеустройства по отведению земельного участка.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года N 1133-р Стрельченко Л.В. утвержден проект землеустройства по отведению земельного участка с установлением границ в натуре (на местности), площадью 2, 0 га, для ведения личного крестьянского хозяйства, по адресу: "адрес" в собственность Стрельченко Л.В. передан указанный земельный участок с отнесением данных земель к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом государственный акт на указанный земельный участок Стрельченко Л.В. не получен.
01 июня 2017 года спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации как актуальный, ранее учтенный, с присвоением кадастрового номера N, при этом границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены.
После обращения в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с целью регистрации за собой права собственности на земельный участок истцу Стрельченко Л.В. стало известно, что границы спорного земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", что является препятствием для государственной регистрации права.
При подготовке межевого плана для определения координат характерных точек границ земельного участка и выполнении соответствующих кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка определены координаты точек границ земельного участка, позволяющие идентифицировать их фактическое местоположение на местности, при этом было установлено, что земельный участок, переданный в собственность истцу пересекается с земельными участками с кадастровыми номерами N и N
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 28 декабря 2015 года на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08 декабря 2015 года N 987-РДЗ "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 27-29, квартал 30, выдел 1, 3-6, 8, 24-26, 33, 38, 39. квартал 31, выдел 11, 19, 20, 21, квартал 32, выдел 1-8, 10-22, 24-38, квартал 33-40, квартал 41, выдел 1-4, 6-18, квартал 42, выдел 8-11, 15-19, 23-25, квартал 43-52, квартал 53, выдел 1-20, 23-28, квартал 54-61, квартал 62, выдел 11 Орлиновского участкового лесничества, площадью 40876853 кв.м. Установлены категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "Отыд (рекреация)" (код 5.0); "Использовние лесов" (код 10.0).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано в ЕГРН за городом Севастополя 23 мая 2016 года (т.1, л.д. 154-157, 161).
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 15 декабря 2015 года. Установлены категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "Отыд (рекреация)" (код 5.0); "Использовние лесов" (код 10.0); "Общее пользование водными объектами" (код 11.1). Право собственности города Севастополя зарегистрировано в ЕГРН 07 апреля 2016 года (т.1, л.д. 124-153).
Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы N 2269-С от 13 декабря 2018 года, проведенной ООО "ОФКАДИН":
- при условии наличия утвержденных в соответствии с законодательством Украины материалов лесоустройства, частью которого является планшет N 8, земельный участок общей площадью 2, 0 га с кадастровым номером N, расположенный по адресу: г. "адрес", являлся землями лесного фонда, так как согласно графическому изображению земельный участок общей площадью 2, 0 га с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", расположен в кварталах 7 и 8 (7/3.8 и 8/13.5) Севастопольского лесничества, входит в состав Орлиновского участкового лесничества;
- при условии отсутствия утвержденных в соответствии с законодательством Украины материалов лесоустройства, частью которого является планшет N 8, и в соответствии с заключением Государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" N 88 от 02 февраля 2010 года, и распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года N1133-р, земельный участок обшей площадью 2, 0 га с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", не являлся землями лесного фонда.
На основании сопоставления сведений и графического моделирования установлено, что земельный участок общей площадью 2, 0 га с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" в соответствии с планшетом N 8 расположен в кварталах 7 и 8 (7/3.8 и 8/13.5) Севастопольского лесничества.
При условии наличия утвержденных в соответствии с законодательством Украины материалов лесоустройства, частью которого является планшет N 8, земельный участок общей площадью 2, 0 га с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", являлся землями лесного фонда.
На момент предоставления земельного участка нормами в отношении земельного участка общей площадью 2, 0 га с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" при условии наличия утвержденных в соответствии законодательством Украины материалов лесоустройства, частью которого является планшет N 8, имел следующие ограничения: земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйствен-ным предприятиям, другим государстве иным коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства; изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и по вопросам лесного хозяйства; без изменения целевого назначения земель, занятых лесами ведение личного крестьянского хозяйства на земельном участке не возможно; при передаче гражданам в собственность замкнутых земельных участков лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств веление личного крестьянского хозяйства на земельном участке возможно.
В представленных материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие изменение целевого назначения земель с земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, заключения органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и по вопросам лесного хозяйства, данные о передаче гражданам в собственность замкнутых земельных участков лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в состав угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств.
При условии отсутствия утвержденных в соответствии с законодательством Украины материалов лесоустройства (часть которого является планшет N 8) и в соответствии с заключением Государственного предприятия Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" N 88 от 02.02.2010 и распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года N1133-р, земельный участок общей площадью 2, 0 га с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", являлся землями сельскохозяйственного назначения.
Какие-либо ограничения и отягощения в соответствии с действовавшим на момент предоставления земельного участка нормами в отношении земельного участка обшей площадью 2, 0 га с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", установлены не были. В данной зоне возможно ведение личного крестьянского хозяйства.
Пересечение земельного участка N 28 с кадастровым номером N и земельных участков с кадастровыми номерами N и N, в соответствии с Проектом межевого плана от 07 мая 2018 года, подготовленного кадастровым инженером Фирюлиным П.Н, Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости N N от 11 июля 2018 года и Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости N N от 14 ноября 2018 года имеется в точках с указанными координатами.
Площадь наложения земельного участка N N с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровыми номерами N друг на друга составляет 622 кв.м.
Площадь наложения земельного участка N N с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровыми номерами N друг на друга составляет 19380 кв.м.
Для того, чтобы внести границы земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в ЕГРН в соответствии с землеустроительной документацией необходимо обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в сведения о местоположении и площади уточняемого земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с границами, указанными в прилагаемом к заявлению межевом плане, подготовленным кадастровым инженером на основании землеустроительной документации с координатами, определенными в необходимой для ведения государственного кадастра недвижимости системе координат - СК-63.
Пересечение границ земельного участка N с земельными участками с кадастровыми номерами N и N в соответствии с п.3 ст.60.2 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при этом будет устранено органом регистрации прав путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка.
Статьей 1 Закона горда Севастополя от 23 апреля 2014 года N3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя, все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента.
31 марта 2015 года Правительством Севастополя издано Распоряжение N 237- РП "О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе".
Распоряжением Правительства Севастополя N 603 -РП от 21 июля 2015 года в распоряжение N 237-РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано "О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе", пункт 1 распоряжения изложен в редакции: "Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя "Севастопольское лесничество". Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" 2001 года".
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок истца налагается на земли Орлиновского участкового лесничества.
Вместе с тем, земельный участок Орлиновского участкового лесничества поставлен на кадастровый учёт на основании материалов лесоустройства 2001 года, что свидетельствует о том, что на дату издания распоряжения о предоставлении истцу Стрельченко Л.В. спорного земельного участка, согласно материалам лесоустройства, частью которого является планшет N 8, спорный земельный участок входил в состав земель лесного фонда, при этом уполномоченным органом решение об изъятии земель из состава земель лесного фонда не принималось.
Таким образом, спорный земельный участок Стрельченко Л.В. входит в состав лесного фонда, в связи с чем, доводы жалобы о не вхождении земельного участка в состав земель лесного фонда являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Кроме того, право собственности на спорный земельный участок за истцом Стрельченко Л.В. в установленном законом порядке не зарегистрировано, государственный акт о праве собственности на земельный участок истцу не выдавался, в то время как право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N зарегистрировано за городом федерального значения Севастополя на основании утвержденных материалов лесоустройства 2001 года.
Принимая обжалуемые судебные акты об отказе в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из того, что истцом Стрельченко Л.В. выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N и N пересекающие спорный участок, принадлежат на праве собственности г.Севастополю, в связи с чем установления границ земельного участка истца и исключении сведений о границах земельных участков, находящихся в государственной собственности, прекратит право собственности города Севастополя, чем нарушит его права, и принимая во внимание, что истец с иском к Правительству Севастополя не обращался, право собственности г.Севастополя на земельные участки с кадастровыми номерами N и N не оспаривает, оснований для удовлетворения не имеется, так как избранный способ судебной защиты не обеспечивает восстановление прав истца, нарушает право иного лица.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 16 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.