Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Бетрозовой Н.В, Никольской О.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ребикова Вадима Юрьевича на решение Советского районного суда г. Волгограда от 24 июля 2019 года, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16 октября 2019 года, по гражданскому делу по иску администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области к Ребикову Вадиму Юрьевичу об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов и приведения территории земельного участка в соответствии с его назначением, Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с иском к Ребикову В.Ф. об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов и приведения территории земельного участка в соответствии с его назначением.
В обоснование исковых требований указано, что земельный участок с кадастровым номером N относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. ДД.ММ.ГГГГ г. при осмотре принадлежащего на праве собственности Ребикову В.Ю. земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 157 920 кв.м, "адрес", установлены места несанкционированного размещения отходов от сноса и разбора зданий, лом асфальтовых покрытий, покрышки пневматических шин, что представляет реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 24 июля 2019 года исковые требования администрации Городищенского городского поселения к Ребикову Вадиму Юрьевичу об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов и приведения территории в соответствии с его назначением - удовлетворены, суд постановилобязать собственника земельного участка с кадастровым номером N Ребикова Вадима Юрьевича ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на данном участке путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствии с его назначением в срок три месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 октября 2019 года решение Советского районного суда г. Волгограда от 24 июля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ребиков В.Ю. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи.
В судебное заседание в суд кассационной инстанции явились: представитель Ребикова В.Ю. по доверенности Мамонтов А.Л. и представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Иванова Ю.В.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Ребикова В.Ю. по доверенности Мамонтова А.Л. и представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Ивановой Ю.В, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ответчик Ребиков В.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 157 920 кв.м, расположенного на территории Волгоградская область, Городищенский район, территория Городищенского городского поселения. Земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно актам осмотра территории N от ДД.ММ.ГГГГ г. и N7 от ДД.ММ.ГГГГ г. ходе проведения осмотра земельного участка с кадастровым номером N комиссией по осмотру земельных участков, созданной на основании распоряжения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 08 декабря 2017 г. N394-р установлены места несанкционированного размещения отходов в виде мусора от сноса и разборки зданий несортированный - код по ФККО-8 12901 01 72 4; лома асфальтных и асфальтных покрытий - код ФККО-8 30200 01 71 4; покрышек пневматических шин с металлическим кордом обработанные - код ФККО-9 21130 02 50 4; на почве общей площадью 80 кв.м. объемом 35 куб.м. Территория земельного участка с кадастровым номером N на всей площади поросла сорной травянистой растительностью (пырей ползучий, кострец, полынь), признаков сенокошения и выпаса скота не зафиксировано.
Между тем, земельный участок, принадлежащий истцу, относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, то есть полигоном для размещения отходов не является. Фактически представляет собой несанкционированную свалку, то есть необустроенную территорию, функционально непредназначенную для размещения бытовых и промышленных отходов, что угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив, что загрязнение спорного земельного участка и образование на нем несанкционированной свалки явилось следствием бездействия собственника земельного участка Ребикова В.Ю, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствии с его назначением.
С данными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции, указав, что доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы принятого по делу решения.
Судебная коллегия полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе, меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Из пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; земли указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В силу положений частей 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Суды обоснованно исходили из того, что при разрешении заявленных истцом исковых требований суд правильно применил нормы материального права, в силу которых на ответчике, как на собственнике земельного участка, лежит обязанность по его содержанию, использованию по назначению и принятию мер не допускать загрязнение земель.
Суд верно указал, что акты осмотра территории земельного участка ответчика и фотоматериалы, фиксирующие нахождение на нем несанкционированных отходов, составлены уполномоченными лицами, содержат координаты земельного участка Ребикова В.Ю, отраженных на кадастровой карте.
Приведенные в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе доводы ответчика об отсутствии на земельном участке несанкционированного размещения отходов, допустимыми доказательствами не подтверждены, в связи с чем, не являются основанием отмены решения суда.
Доводы жалобы о не подведомственности спора суду общей юрисдикции основаны на неправильном применении норм процессуального права. Из материалов дела следует, что настоящие исковые требования предъявлены к Ребикову В.Ю, как к физическому лицу и собственнику земельного участка, на котором не санкционировано размещены отходы производства и потребления, спор не связан с осуществлением ответчиком предпринимательской деятельности на этом земельном участке, в связи с чем, подлежал рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Также несостоятельна ссылка в жалобе на предъявление иска неуполномоченным лицом, поскольку, в соответствии частью 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право органа местного самоуправления на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в случаях, предусмотренных законом.
В связи с чем, несогласие заявителя с данной судом первой и апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не опровергают выводы судов, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, что применительно к полномочиям суда кассационной инстанции не может расцениваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
С учётом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 24 июля 2019 года, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16 октября 2019 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Ребикова Вадима Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Н. Кудрявцева
Судьи Н.В. Бетрозова
О.Л. Никольская
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.