Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Грибанова Ю.Ю, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Симферополя Республики Крым к Джеппарову Разину Разиновичу о признании объектов самовольными постройками, обязании освободить земельный участок путем сноса самовольным строений, по кассационной жалобе Джеппарова Разина Разиновича на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в суд с иском к Джеппарову Р.Р. о признании объектов самовольными постройками, обязании освободить земельный участок путем сноса самовольным строений.
В обоснование исковых требований указано, что в муниципальной собственности находится земельный участок площадью 15934 кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес" В отношении данного объекта установлен вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
01 марта 2018 года данный земельный участок был передан по договору аренды ООО "Строительная компания "Акура" сроком на 48 лет.
ООО "Строительная компания "Акура" по договору субаренды от 24 апреля 2018 года передало земельный участок во временное владение и пользование ООО "Строительная компания консоль - Строй ЛТД".
Ссылаясь на то, что на данном земельном участке, в площади 813 кв.м, в отсутствие правовых оснований, Джеппаровым Р.Р. были возведены объекты капитального строительства - жилой дом (лит. "А") общей площадью 209, 3 кв.м, кадастровый номер: N; навес (лит. "а"), сауна (лит. "Б"), гараж-сарай (лит. "В"), вольер (лит. "Д"), уборная (лит. "Е"), капитальный забор, администрация г. Симферополя Республики Крым просила суд признать данные объекты самовольными, возложить на Джеппарова Р.Р. обязанность освободить самовольно занятый земельный участок путем сноса строений.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 19 сентября 2019 года, исковые требования администрации удовлетворены. Признаны самовольными постройками возведенные Джеппаровым Р.Р. на земельном участке строения - трехэтажный объект капитального строительства (жилой дом лит. "А"), общей площадью 209, 3 кв.м, навес лит. "а" площадью 12, 4 кв.м, гараж- сарай лит. "В" площадью 51, 6 кв.м, сауна лит. "Б" площадью 28, 4 кв.м, вольер лит. "Д" площадью 7, 7 кв.м, уборная лит. "Е" 3, 3 кв.м, капитальный забор. На Джеппарова Р.Р. возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 813 кв.м, расположенный в границах земельного участка общей площадью 15934 кв.м, по адресу: "адрес"), путем сноса за собственный счет самовольных построек и вывоза строительных материалов. С Джеппарова Р.Р. в доход государства взыскана государственная пошлина в сумме 6 000 рублей.
В кассационной жалобе Джеппаров Р.Р, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в муниципальной собственности находится земельный участок площадью 15934 кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес"
По договору от 01 марта 2018 года данный объект недвижимого имущества был передан в аренду ООО "Строительная компания "Акура" сроком на 48 лет.
На основании договора субаренды от 24 апреля 2018 года земельный участок передан ООО "Строительная компания "Акура" во временное владение и пользование ООО "Строительная компания Консоль-Строй ЛТД".
В границах данного земельного участка Джеппаровым Р.Р. возведены жилой дом (лит. "А"), общей площадью 209, 3 кв.м, навес (лит. "а") площадью 12, 4 кв.м, гараж-сарай (лит. "В") площадью 51, 6 кв.м, сауна (лит. "Б") площадью 28, 4 кв.м, вольер (лит. "Д") площадью 7, 7 кв.м, уборная (лит. "Е") 3, 3 кв.м.
По результатам проведенных проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, было установлено, что вышеуказанные объекты были возведены Джеппаровым Р.Р. в отсутствие документов, дающих право на использование земельного участка под размещение объектов, объекты возведены в отсутствие какой-либо разрешительной документации. По результатам проверки Джеппаров Р.Р. привлечен к административной ответственности, ему было выдано предписание об устранении нарушений требований земельного участка. До настоящего времени предписание Джеппаровым Р.Р. в добровольном порядке не исполнено.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Согласно пунктам 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 Кодекса (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из данной нормы закона, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно материалам дела, основное строение - жилой дом возведен Джеппаровым Р.Р. в 2011 году.
При рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, суду следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года).
Правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности в период осуществления строительства регулировались Законом Украины "Об основах градостроительства".
Указанным Законом было предусмотрено, что застройка земельных участков, предоставляемых для градостроительных потребностей, осуществляется после возникновения права собственности или права пользования земельным участком в порядке, предусмотренном законом, и получения разрешения на выполнение строительных работ (ч. 1 ст. 22 Закона). Данное требование также было закреплено в ст. 125 ЗК Украины.
Выполнение строительных работ без разрешения и утвержденного в установленном порядке проекта является нарушением градостроительного законодательства (ст. 25 Закона).
Статьей 23 Закона Украины "О планировании и застройке территорий" было установлено, что застройка территорий предусматривает осуществление нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройство объектов градостроительства, расширение и техническое переоснащение предприятий. Строительство объектов градостроительства осуществляется согласно законодательству, государственным стандартам, нормам и правилам, региональным и местным правилам застройки, градостроительной и проектной документацией.
Физические и юридические лица, которые намерены осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, разрешение на строительство объекта градостроительства. Право на застройку земельного участка реализуется его владельцем или пользователем при условии использования земельного участка по его целевому назначению и в соответствии с градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка, установленными согласно с требованиями закона (ст. 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий").
Разрешение на выполнение строительных работ в соответствии со ст. 29 Закона Украины "О планировании и застройке территорий предоставлялось на основании: проектной документации; документа, удостоверяющего право собственности или пользования (в том числе на условиях аренды) земельным участком; соглашения о праве застройки земельного участка; решение исполнительного органа соответствующего совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроительства; комплексного заключения государственной инвестиционной экспертизы; документа о назначении ответственных исполнителей работ.
Согласно ст. 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к 1 -3 категории сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществлялось путем регистрации органом государственного архитектурно- строительного контроля на бесплатной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Законом Украины "О планирований й застройке территорий" предусматривалось, что строительство объектов градостроительства независимо от форм собственности осуществляется с разрешения соответствующих советов, которые могут делегировать это право соответствующим исполнительным органам; законченные строительством объекты подлежат принятию в эксплуатацию в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Полномочия по предоставлению земельных участков в пользование и передаче их в собственность на соответствующей территории были отнесены к компетенций сельских, поселковых, городских советов (ст. 12 ЗК Украины, ст. 26 Закона Украины" О местом самоуправлении в Украине".
Исходя из ст. 116 ЗУ Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.
В соответствии с ч.1 ст. 376 ГК Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Приведенные положения не противоречат нормам законодательства РФ.
Так, ст. 2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, требований охраны окружающей природной среды и экологической безопасности.
Согласно ст. 7 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления уполномочены на проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемых к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиям проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Положения ст. 52 Градостроительного кодекса РФ устанавливают, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Исходя из ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона N 190 - ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Таким образом, как ранее действовавшие нормы закона Украины, так и нормы действующего законодательства Российской Федерации, устанавливают недопустимость ведения строительных работ и занятия земельных участков без правоустанавливающих и разрешительных документов.
Принимая обжалуемые судебные акты об удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из того, что спорные строения возведены ответчиком в нарушение установленного законодательством порядка, строительство строений было осуществлено при отсутствии разрешительных документов и проектной документации, то есть самовольно, на земельном участке, не предоставленном ответчику для этих целей.
Установив факт самовольного занятия ответчиком земельного участка и возведении на нем самовольных строений, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности освободить самовольно занятый земельный участок путем сноса строений и вывоза строительных материалов.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2020 года приостановлено исполнение решения суда первой инстанции.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу приостановление исполнения судебного постановления на основании статьи 379.3 ГПК РФ, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 мая 2019 года.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Ю.Ю. Грибанов
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.