Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Макаровой Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омельчука Н. Я. к Департаменту социальной политики Администрации города Ялты, третьи лица: Омельчук Т. Е, Омельчук М. Н. о признании отказа незаконным, возложении обязательств совершить определенные действия по кассационной жалобе Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21.08.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, путем использования систем видеоконференцсвязи, выслушав представителя Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым по доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Омельчук Н.Я. обратился в суд с иском к Департаменту социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым о признании отказа незаконным, возложении обязательств совершить определенные действия.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 13.05.2019 в удовлетворении исковых требований Омельчуку Н.Я. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21.08.2019 решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13.05.2019 отменено, по делу принято новое решение, которым заявленные Омельчуком Н.Я. исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым просит об отмене апелляционного определения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд апелляционной инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, суд апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неверно применил нормы жилищного законодательства, в связи с чем, пришел к неправильным выводам.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ допускается участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи (введена Федеральным законом от 26.04.2013 N66-ФЗ
В судебное заседание явился представитель Департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым по доверенности, поддержавший доводы кассационной жалобы, пояснив, что просит об отмене апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Омельчука Н.Я.
В судебное заседание не явился Омельчук Н.Я. и третьи лица - Омельчук Т.Е. и Омельчук М.Н.
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании выданного ДД.ММ.ГГГГ Ялтинским городским исполнительным комитетом свидетельства и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Омельчук Н.Я. является собственником квартиры по адресу: "адрес". Право собственности Омельчука Н.Я. зарегистрировано в установленном законом порядке.
Совместно с Омельчуком Н.Я. в указанном жилом помещении в качестве членов семьи собственника зарегистрированы по месту жительства супруга Омельчук Т.Е. и сын Омельчук М.Н.
Омельчук Н.Я. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте в Департаменте по льготной категории "Пенсионеры из числа лиц работников налоговой милиции, милиции, службы безопасности Украины, уволенные со службы по возрасту, болезни, или выслуге лет", в связи с чем, ему была назначена ежемесячная скидка на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% (с учётом членов семьи, совместно с ним проживающих). Также с ДД.ММ.ГГГГ Омельчуку Н.Я. назначена компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт.
ДД.ММ.ГГГГ Омельчук Н.Я. обратился в Департамент с заявлением о выдаче ему уведомления о мере социальной поддержки с указанием членов семьи Омельчук Т.Е. и Омельчука М.Н. В данном заявлении Омельчук Н.Я. указал, что на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ Департамент уведомил его о назначении ему меры социальной поддержки (компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт) в размере 50% без указания Омельчук Т.Е. и Омельчука М.Н. в качестве членов семьи получателя меры социальной поддержки. Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Омельчуку Н.Я была выдана справка о назначенных мерах социальной поддержки и назначенных сумма с указанием в качестве членов семьи Омельчук Т.Е. и Омельчука М.Н.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Департаментом сообщено Омельчуку Н.Я, что компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме может быть назначена только собственнику жилья, то есть Омельчуку Н.Я.
По мнению истца, отказ Департамента в предоставлении льготы членам семьи истца является незаконным.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что правомерность предъявленных Омельчуком Н.Я. исковых требований о признании незаконным отказа Департамента социальной политики Администрации города Ялта от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с учётом членов его семьи подтверждена материалами дела и установлена нормами действующего законодательства.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В пунктах 42, 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведённых ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 21 статьи 2 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, ветеранам налоговой милиции, ветеранам государственной пожарной охраны, ветеранам Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, ветеранам службы гражданской защиты, ветеранам Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, а также их вдовы (вдовцам).
Согласно пп. "б", "в", "г" п. 1 ч. 8 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N 35-ЗРК/2014 (в ред. Закона Республики Крым от 30.03.2016 года N 231-ЗРК/2016), гражданам, указанным в пункте 21 части 1 статьи 2 настоящего Закона и имевшим на 31 декабря 2014 года право на льготы, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей, совместно с ними проживающими;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, положения Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" расширяет круг лиц имеющих право на предоставление государственной социальной поддержки, по сравнению с перечнем, предусмотренным положениями статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Пунктом 12 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 578 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым", введенным введён в действие Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.03.2018 года N 135, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются в пределах следующих нормативов площади жилого помещения (за исключением норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации):
33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан;
21 квадратный метр-на каждого члена семьи, состоящей из двух человек
18 квадратных метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 578 не требовало предоставления членами семьи граждан, указанных в пункте 21 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014, документов об их праве собственности на жилое помещение при оформлении льготы.
Пунктом 2 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 578 в редакции Постановления Совета министров Республики Крым от 27.03.2018 N 135 предусмотрено, что гражданам, зарегистрирован-ным по месту пребывания на территории Республики Крым, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются при условии неполучения указанных мер социальной поддержки по месту постоянного жительства.
При наличии у гражданина одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Республики Крым в разных жилых помещениях меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются на одно жилое помещение по выбору гражданина.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанций, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21.08.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Макарова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.