Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о признании бездействия неправомерным и обязании устранить нарушения в сфере транспортной безопасности, по кассационной жалобе представителя ОАО "Российские железные дороги" Захаровой Е.А. на решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 31 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года, Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к ОАО "РЖД" о признании бездействия неправомерным и обязании устранить нарушения, требований законодательства в сфере транспортной безопасности.
Решением Октябрьского районного суда города Краснодара от 31 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года, исковые требования удовлетворены. Суд обязал ОАО "РЖД" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости железнодорожных станций Гетмановская, Темижбекская, Кубанская, Гулькевичи, Гирей, Мирская, Малороссийская, Гречишкино, Милованово, Крыловская, Кисляковка и Леушковская, являющихся объектами транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекцииуправления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД".
В кассационной жалобе представитель ОАО "Российские железные дороги" Захарова Е.А, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Российские железные дороги" Дыдочкин М.В, поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить оспариваемые судебные постановления.
Прокурор Костюк А.И. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кавказской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Проверкой установлено, что в отношении объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в ведении Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" и входящих в состав Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций 12 железнодорожных станций: Гетмановская, Темижбекская, Кубанская, Гулькевичи, Гирей, Мирская, Малороссийская, Гречишкино, Милованово, Крыловская, Кисляковка и Леушковская (далее - ОТИ) ОАО "РЖД" не обеспечено соблюдение требований законодательства о транспортной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с ч. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст. 5 Закона). Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87, п. 9 которого предусмотрено, что при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в месячный срок необходимо проведение дополнительной оценки уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Согласно представленным ОАО "РЖД" сведениям оценка уязвимости вышеперечисленных 12 ОТИ ранее проведена, и ее результаты утверждены в 2012-2014 гг, что подтверждается приложенной к настоящему исковому заявлению таблицей.
Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" фактически утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, вступившим в силу 01.07.2017, которым утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, подпунктом 17 пункта 5 которого предписывает субъектам транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
Дополнительная оценка уязвимости ОТИ позволяет определить степень его защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
В силу приведенных норм ОАО "РЖД", являясь собственником указанных ОТИ, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Такая обязанность у ОАО "РЖД" по вышеуказанным ОТИ возникла 01.10.2017 г. Однако, ОАО "РЖД" обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости ОТИ не исполнило до настоящего времени, соответствующие договоры со специализированными организациями для данных целей не заключены.
Принимая обжалуемые судебные постановления об удовлетворении исковых требований прокурора, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из того, что несоблюдение ОАО "РЖД" требований законодательства в сфере транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО "РЖД", а также препятствует устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и возникновения чрезвычайной ситуации на указанных ОТИ.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 31 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.