Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Лопаткиной Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Максименко З.Г, Нечаевой А.В, Дроздова С.В. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 декабря 2019 года, по гражданскому делу по исковому заявлению Максименко Зинаиды Григорьевны, Нечаевой Анны Валерьевны, Дроздова Сергея Владиславовича к Товариществу собственников недвижимости "Садоводческому некоммерческому товариществу "Атлантика-2" (третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю) об обязании организовать сбор отходов в соответствии с требованиями законодательства, переносе контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Максименко З.Г, Нечаева А.В, Дроздов С.В. обратились в суд с иском к ТСН СНТ "Атлантика-2", в котором просили возложить на ответчика обязанность организовать накопление, сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с требованиями законодательства путём оборудования контейнерной площадки для сбора твёрдых бытовых отходов в отдалении от земельных участков истцов.
В обоснование своих требований указали, что являются собственниками земельных участков N (Дроздов С.В.), N (Максименко З.Г.), N (Нечаева А.В.), расположенных в пределах землепользования ТСН СНТ "Атлантика-2", и членами товарищества. Вблизи N на землях общего пользования размещена контейнерная площадка для сбора твёрдых коммунальных отходов. Полагают, что указанными действиями ответчика нарушены права истцов на благоприятную окружающую среду, поскольку расположение мусорных контейнеров на близком расстоянии от земельных участков истцов (менее 20 метров), исключает возможность их использования для отдыха, садоводства, является нарушением санитарных норм и правил, создаёт угрозу загрязнения почвы, атмосферного воздуха, распространения инфекционных заболеваний.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 августа 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 декабря 2019 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 августа 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Максименко З.Г, Нечаева А.В, Дроздов С.В. просят отменить судебные решения, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ТСН СНТ "Атлантика-2" по доверенности Мельников В.И. опровергает изложенные в ней доводы и просит оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с использованием видеоконференц-связи.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились: Максименко З.Г, Дроздов С.В, представитель Нечаевой А.В. по доверенности Мельниченко Л.В, представители ТСН СНТ "Атлантика-2" по доверенности Шкарлат П.А. и Маленко В.С.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Максименко З.Г, Дроздова С.В, представителя Нечаевой А.В. по доверенности Мельниченко Л.В, поддержавших доводы кассационной жалобы и представителей ТСН СНТ "Атлантика-2" по доверенности Шкарлат П.А. и Маленко В.С, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ТСН СНТ "Атлантика-2" образовано в ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации 11 декабря 2014 года. В постоянное (бессрочное) пользование СТ "Атлантика-2" передано четыре земельных участка, площадью 1 223 кв.м, 7 692 кв.м, 1 201 кв.м, 54 052 кв.м, что подтверждается государственным актом на право постоянного пользования землёй серии N от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время данный земельные участки поставлены на кадастровый учёт с присвоением кадастровых номеров соответственно N
Дроздов С.В. является собственником земельного участка N, предназначенного для ведения садоводства, расположенного в границах СТ "Атлантика-2", Максименко З.Г. - собственником земельного участка N, а Нечаева А.В. - собственником земельного участка N, расположенных в границах этого же садоводческого товарищества. Истцы являются членами данного товарищества.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 октября 2018 года на ТСН СНТ "Атлантика-2" возложена обязанность организовать накопление, сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с требованиями законодательства, путём оборудования контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов.
В целях исполнения указанного решения суда ТСН СНТ "Атлантика-2" размещена контейнерная площадка для сбора твёрдых коммунальных отходов на землях общего пользования садоводческого товарищества (улице N2) вблизи земельного N.
Владельцем земельного участка N Третьяком С.Н. дано согласие на размещение площадки на расстоянии 8 метров от его земельного участка.
Согласно письму местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя "Гагаринский муниципальный округ" от 11 июня 2019 года по результатам рассмотрения обращения ТСН СНТ "Атлантика-2" по вопросу согласования места расположения контейнерной площадки установлено: 07 июня 2019 года с выходом на место рабочей группы в составе местной администрации, Управления благоустройства Департамента городского хозяйства города Севастополя и регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Благоустройство города Севастополя" была обследована территория в районе ТСН СНТ "Атлантика-2", дана рекомендация установить контейнерные площадки согласно карте-схеме (приложение N1). Место сбора и временного хранения (контейнерная площадка) твёрдых коммунальных отходов планируется на размещение трех контейнеров объемом 1, 1 м3, а также бетонное основание под контейнер для крупногабаритных отходов.
В соответствии с Актом обследования прилегающей территории ТСН СНТ "Атлантика-2" от 07 июня 2019 года, составленным специалистами местной администрации Гагаринского муниципального округа и Департамента городского хозяйства города Севастополя, размещение контейнерной площадки согласно карте-схеме при соблюдении требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", а также главы 10 Правил благоустройства города Севастополя, соответствует местам размещения площадок для накопления твёрдых коммунальных отходов.
Таким образом, место размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории ТСН СНТ "Атлантика-2" согласовано уполномоченными органами в соответствии с планом-схемой, из которой следует, что расстояние до земельных участков N N составляет более 20 метров.
Размещение контейнерной площадки соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" и пункту 12.1 Правил благоустройства территории города Севастополя.
Во исполнение запроса суда, направленного в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе Севастополе" составлен акт санитарно-эпидемического обследования контейнерной площадки для сбора ТКО ТСН СНТ "Атлантика-2", согласно которому контейнерная площадка ТСН СНТ "Атлантика-2" оборудована в соответствии с санитарными нормами, разрывы от контейнерной площадки до ближайших жилых (садовых) домов более 20 метров.
В обоснование заявленных требований истцами представлен акт замера расстояний от новой площадки ТБО до принадлежащих им участков от 12 апреля 2019 года, составленный Дроздовым С.В, Максименко З.Г. и представителем Мельниченко Л.В, согласно которому расстояние до участка N (Нечаева А.В.) составляет 26 метров, до участка N (Максименко З.Г.) - 14, 25 метра, до участка N (Дроздов С.В.) - 16, 5 метра.
Аналогичные замеры произведены истцами 02 июня 2019 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что площадка для установки контейнеров для сбора мусора на территории ТСН СНТ "Атлантика-2" размещена в соответствии с требованиями действующего законодательства, санитарными нормами и правилами, что подтверждается также выводами контролирующих органов, нарушений прав истцов на благоприятную окружающую среду не допущено.
С данными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции, указав, что доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы принятого по делу решения.
Судебная коллегия находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статьям 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13.4 вышеуказанного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Полномочиями в области обращения с отходами наделены органы местного самоуправления.
Согласно пунктам 4, 7 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 10.23, 10.24, 10.25 Правил благоустройства территории города Севастополя, утверждённых Постановлением Правительства Севастополя от 03 ноября 2017 года N 844-ПП, отходы, образующиеся в садоводческих, огороднических, дачных и иных некоммерческих объединениях граждан, связанных с совместной эксплуатацией земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) физических и/или юридических лиц (далее - садоводческие объединения), гаражных кооперативах, складируются на контейнерных площадках, размещаемых на территории садоводческого объединения, гаражного кооператива.
Сбор и вывоз отходов с территории садоводческих объединений, гаражно-строительных кооперативов, иных потребительских кооперативов, имеющих собственные контейнерные площадки, осуществляются на основании договора с лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо организуются собственными силами в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Севастополя на основании договора с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов.
Организацию сбора и удаления отходов из садоводческих объединений граждан, потребительских кооперативов, в том числе: гаражных, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов и иных объединений, осуществляет председатель (либо иное должностное лицо, осуществляющее функции руководителя) соответствующего объединения, кооператива.
В соответствии с пунктом 12.1 указанных Правил площадки для установки контейнеров для сбора бытовых отходов должны быть удалены от окон жилых домов, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, спортивных площадок и мест отдыха на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта. В районах сложившейся застройки расстояние до жилых домов может быть сокращено до 8 - 10 м. Размер площадок рассчитывается исходя из необходимого количества контейнеров. Площадка устраивается из бетона (асфальта) и ограждается с трех сторон. К площадке устраиваются подъездные пути с твердым или щебеночным покрытием шириной не менее 3, 5 м и пешеходные дорожки. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличие разворотных площадок (12 м x 12 м). Необходимо проектировать размещение площадок вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий. Территорию площадки целесообразно располагать в зоне затенения (прилегающей застройкой, навесами или посадками зеленых насаждений).
В соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", утвержденными приказом Главного государственного санитарного врача СССР от 05 августа 1988 года N 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Принимая во внимание, что расстояние, на котором должны располагаться площадки для сбора мусора, определяется от границы площадки до окон жилых домов, в то время как следует из названных актов и пояснений истцов замеры расстояния производились до границ земельных участков, что противоречит требованиям СанПиН 42-128-4690-88 и Правил благоустройства территории г. Севастополя, при этом сведений о наличии на земельных участков истцов садовых (жилых) домов, их расположении на земельных участках истцами не представлено, оснований для удовлетворения требований в указанной части не усматривается.
Судебная коллегия отмечает, что оснований полагать представленные истцами замеры корректными, соответствующими требованиям закона, и отражающими действительное положение вещей не имеется. Какие-либо компетентные органы к участию в проведении замеров не привлекались.
При разрешении спора, судебные инстанции учли, что сведений о наличии реальной возможности переноса организованной контейнерной площадки для сбора твёрдых бытовых отходов на иное место в границах ТСН СНТ "Атлантика-2" в целях исполнения вступившего в законную силу судебного решение суда от 03 октября 2018 года, материалы дела не содержат.
Утверждения заявителей о том, что принадлежащие им земельные участки являются местами отдыха населения в том понимание, в котором это заложено в пункте 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88, следовательно, расстояние до границ земельных участков от контейнерной площадки для сбора мусора должно составлять не менее 20 метров, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Ссылки на то, что при рассмотрении заявления ТСН СНТ "Антлантика-2" на предмет размещения контейнерной площадки были допущены нарушения действующих Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, не было получено заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзора, правильность выводов суда об отсутствии нарушений прав истцов на благоприятную окружающую среду в связи с размещением контейнерной площадки для сбора мусора на территории ТСН СНТ "Атлантика-2" не опровергают.
В соответствии с частью 31 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В связи с чем, несогласие заявителя с данной судом первой и апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не опровергают выводы судов, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, что применительно к полномочиям суда кассационной инстанции не может расцениваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
С учётом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 декабря 2019 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Максименко З.Г, Несаевой А.В, Дроздова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Н. Кудрявцева
Судьи Н.А. Лопаткина
Н.В. Лозовая
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.