Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Яновской М.Г., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (ООО УК "Наш Дом") на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 97 в Центральном судебном районе в г. Омске от 5 августа 2019 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 10 сентября 2019 г., вынесенные в отношении ООО "УК "Наш Дом" делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 97 в Центральном судебном районе в г. Омске от 5 августа 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 10 сентября 2019 г, ООО "УК "Наш Дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник Яновская М.Г. просит судебные акты отменить, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что ООО "УК "Наш Дом" в срок до 6 мая 2019 г, не выполнило законное предписание Государственной жилищной инспекции Омской области от 29 марта 2019 г. N 02-02-38/27 о перерасчете корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 г. квартиры N 190 многоквартирного дома N 13, расположенного по ул. Завертяева в г. Омске.
С такими выводами согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Наш Дом" осуществляет управление многоквартирным домом N 13, расположенном по ул. Завертяева в г. Омске на основании договора управления от 26 января 2015 г. (л.д. 27).
29 марта 2019 г. должностным лицом Государственной жилищной инспекции Омской области Обществу выдано предписание N 02-02-38/27, в котором предложено в срок до 6 мая 2019 г. произвести перерасчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год собственникам квартиры N 190 указанного многоквартирного дома (л.д. 4).
В связи с тем, что в установленный срок предписание выполнено не было, в отношении ООО "УК "Наш Дом" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 3).
При рассмотрении дела защитник Яновская М.Г, заявляя о невиновности юридического лица, обращала внимание судебных инстанций на то, что ООО "УК "Наш Дом" не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения и не имело реальной возможности в установленный срок произвести перерасчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 г, поскольку с 1 января 2019 г. исполнителем коммунальной услуги "Отопление" является ООО " "данные изъяты"" на основании решения общего собрания собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома (л.д. 61, 67, 69-73, 108-109, 119-124).
Отклоняя указанные доводы, судебные инстанции пришли к выводу о том, что именно ООО "УК "Наш Дом" было обязано произвести корректировку платы за отопление указанного жилого помещения, поскольку в 2018 г. производило начисление платы за отопление.
Между тем, судебные инстанции не учли следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу п.п. 31, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу - право исполнителя соответствующей коммунальной услуги, корректировку платы за коммунальную услугу осуществляет лицо, являющееся ее исполнителем.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2 Правил N 354).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что исполнителем коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды с 1 января 2019 г. является ООО " "данные изъяты"", о заключении договора с которым собственниками принято соответствующее решение на общем собрании (л.д. 86-87).
Согласно приобщенной к материалам дела квитанции за январь 2019 г. N 9797015190 (л.д. 81), корректировка платы за отопление по квартире N 190 дома N 13 по ул. ул. Завертяева в г. Омске (перерасчет которой было предложено осуществить ООО "УК "Наш Дом" в предписании от 29 марта 2019 г. N 02-02-38/27) произведена ООО " "данные изъяты" которое в силу п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, абз. 7 п. 2 Правил N 354, являлось исполнителем коммунальной услуги (Отопление), предоставляемой собственникам помещений в многоквартирном доме.
ООО "УК "Наш Дом" на момент внесения предписания не являлось исполнителем коммунальной услуги "Отопление", начисление платы за отопление и её корректировку не осуществляло, следовательно, в силу приведенных выше требований, не было обязано производить перерасчет корректировки данного коммунального платежа.
При таких обстоятельствах, следует признать, что предписание от 29 марта 2019 г. N 02-02-38/27 противоречит положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, следовательно, является незаконным, поскольку необоснованно возлагает на ООО "УК "Наш Дом" отсутствующую у него обязанность.
Признание незаконным предписания, за неисполнение которого ООО "УК "Наш Дом" привлечено к административной ответственности, исключает наличие в деянии указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты законными признать нельзя, поэтому они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО "УК "Наш Дом" состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу защитника Яновской М.Г, действующей в интересах ООО УК "Наш Дом", удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 97 в Центральном судебном районе в г. Омске от 5 августа 2019 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 10 сентября 2019 г, вынесенные в отношении ООО "УК "Наш Дом" делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.