Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника ООО "Горлесмет" Крохина О.С., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякса Д.В. от 22 октября 2019 года N 617-10-пст/лн, решение судьи Богучанского районного суда Красноярского края от 10 января 2020 года и решение судьи Красноярского краевого суда от 12 марта 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горлесмет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякса Д.В. от 22 октября 2019 года N 617-10-пст/лн, оставленным без изменения решением судьи Богучанского районного суда Красноярского края от 10 января 2020 года и решением судьи Красноярского краевого суда от 12 марта 2020 года, ООО "Горлесмет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник ООО "Горлесмет" Крохин О.С. просит состоявшиеся по делу акты отменить, указывает, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности не имелось, поскольку в силу ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведенный плановый рейдовый осмотр является основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица, однако, не может являться самостоятельным основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности; процессуальные действия в рамках КоАП РФ по делу не проводились; акт натурного осмотра лесных участков от 28.08.2019 составлен с нарушением Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, без извещения и участия представителя Общества, кроме того указанный акт не соответствует требованиям ст.27.8 КоАП РФ, в связи с чем является недопустимым доказательством.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с п.п.16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из обстоятельств дела следует, что на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 10.12.2018 N/млх, заключенного с министерством лесного хозяйства Красноярского края, со сроком действия с 10.12.2018 по 09.12.2019 ООО Горлесмет" осуществляло заготовку древесины в квартале 593, выдел 27 Такучетского участкового лесничества Чунского лесничества в Богучанском районе Красноярского края.
28.08.2019 в ходе проведения планового (рейдового) осмотра указанного лесного участка установлено, что лесосека пройдена сплошной рубкой. Рубка произведена в зимний период, о чем свидетельствует карточка дешифрования мест использования лесов N, на момент осмотра лесозаготовительная бригада и техника отсутствует. В нарушение п.16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, очистка места рубки от порубочных остатков не произведена, порубочные остатки не разделены на отрезки, не произведена укладка порубочных остатков в волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке, порубочные остатки разбросаны на месте рубки в хаотичном порядке, в центральной части лесосеки порубочные остатки свалены (сдвинуты) в кучу выстой 1 метр, площадь свала составляет 0, 01 га, в южной части лесосеки брошены стволы деревьев, распиленные на сортименты.
Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.04.2019 N 773-од определено начало пожароопасного сезона на территории Чунского лесничества с 01.05.2020. Таким образом, порубочные остатки находились на месте рубки в пожароопасный сезон.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 07.10.2019, договором купли-продажи лесных насаждений, приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 22.08.2019 N 86-1323-од о проведении планового (рейдового) осмотра и рейдовым заданием, актом натурного осмотра лесного участка от 28.08.2019 N/лн, фототаблицей, актом N натурной проверки дешифрования лесного участка от 08.08.2019.
Таким образом, вывод о наличии в действиях ООО "Горлесмет" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Факт совершения Обществом вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, изложенные в поданной в кассационный суд жалобе, являлись предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
В силу ч.1 ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, проводимые в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с ч.2 ст.13.2 названного Закона в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.81 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Приказ Минприроды России от 12.04.2016 N 233, при выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
С учетом приведенных норм права судебные инстанции пришли к верным выводам о том, что внеплановая проверка в смысле, придаваемом данному понятию Федеральным законом N 294-ФЗ, административным органом в отношении ООО "Горлесмет" не проводилась, извещение и присутствие представителя Общества при составлении акта натурного осмотра лесного участка от 28.08.2019 не требовалось, по результатам мероприятия по контролю административный орган правомерно возбудил дело об административном правонарушении.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание Обществу назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену принятых по делу актов, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякса Д.В. от 22 октября 2019 года N 617-10-пст/лн, решение судьи Богучанского районного суда Красноярского края от 10 января 2020 года и решение судьи Красноярского краевого суда от 12 марта 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горлесмет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Горлесмет" Крохина О.С. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.