Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу Воротынцева А.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия N03-201/2019 от 16 декабря 2019г., решение судьи Черновского районного суда г. Читы от 4 февраля 2020г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 13 апреля 2020г., вынесенные в отношении Воротынцева Андрея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия N03-201/2019 от 16 декабря 2019г, оставленным без изменения решением судьи Черновского районного суда г. Читы от 4 февраля 2020г. и решением судьи Забайкальского краевого суда от 13 апреля 2020г, директор филиала ПАО " "данные изъяты"" Воротынцев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе Воротынцев А.А. просит постановление и решения отменить, указывая на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку вещество "сажа" не подлежит государственному экологическому регулированию, не включено в перечень загрязняющих веществ, его содержание было ниже установленной нормы, имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу п.1, 2 ст.19 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст.22 названного закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов.
В силу п.1, 3 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 28.10.2019 г. по 25.11.2019 г. Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора, на основании Распоряжения от 15.10.2019 N 146-р и Распоряжения "о внесении изменений в Распоряжение от15.10.2019 N 146-р" от 19.11.2019 N 194-р, была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица ПАО "ТГК-14".
В период проведения плановой выездной проверки Управлением были проведены выезд и осмотр производственной площадки, расположенной по адресу: Забайкальский край, г. Чита, Черновский район (Промплощадка Читинской ТЭЦ-1) и отбор проб промышленных выбросов с дымовой трубы N2.
На момент проверки выброс вредных веществ в атмосферный воздух от
стационарных источников Читинской ТЭЦ-1 осуществлялся на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - Разрешение N30 от 22.05.2018 г. сроком действия с 22.05.2018 г. по 21.05.2025 г, выданное на основании приказа Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 22.05.2018 N253-П.
В ходе выезда и осмотра объектов Читинской ТЭЦ-1 в период с 06.11.2019 г. по 07.11.2019 г. Управлением совместно со специалистами Читинского и Агинского отделов лабораторного анализа и технических измерений филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирского региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" (далее ? ЦЛАТИ по ВСР) были произведены отборы проб в промышленных выбросах со стационарных источников для определения концентрации загрязняющих веществ и для определения эффективности работы газоочистного оборудования (ГОУ). Отбор проб промышленных выбросов осуществлялся на источнике выбросов - дымовая труба N2, с контролируемых оборудований: котлоагрегат N5 и котлоагрегат N7- протокол отбора проб N41003 ПВ от 06.11.2019 г. и протокол отбора проб N41004 от 07.11.2019 г.
Разрешенный выброс на источнике выбросов ? дымовая труба N2, по веществу: сажа - составляет 4, 705 г/с, по факту, согласно протокола испытаний промышленных выбросов от 19.11.2019 г. ? составило 6, 9961 г/с.
Таким образом, установлено, что количество выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух превышает разрешенные выбросы по следующему веществу: сажа (в 1, 5 раза); следовательно, условия Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N30 от 22.05.2018 г. ПАО "ТГК-14" не соблюдаются, нарушены требования ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Воротынцев А.А. является директором филиала ПАО "Территориальная генерирующая компания N141" "Читинская генерация", на основании приказа от 15.08.2016г. N4/21 кг.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколами испытаний промышленных выбросов.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо дало верную оценку и обоснованно установило вину должностного лица - руководителя филиала ПАО " "данные изъяты"" Воротынцева А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.
Жалобы на постановление судьей районного и краевого суда рассмотрены в соответствии с требования закона.
Доводы жалобы являются несостоятельными.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Факт превышения норматива по саже, установленного Разрешением N30 от 22.05.2018 г. для указанного выше источника загрязнения подтверждается результатами испытаний промышленных выбросов (протокол от 19.11.2019 г.), поэтому выводы о нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, наличии в действиях руководителя филиала ПАО " "данные изъяты"" Воротынцева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, являются верными.
Доводы жалобы о том, что такой показатель как "сажа" подлежит учету суммарно со "взвешенными вещества" аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах. Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления не установлено, неустранимые сомнения в виновности Воротынцева А.А. в совершении предъявленного правонарушения отсутствуют.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу постановлений не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, суд
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия N03-201/2019 от 16 декабря 2019г, решение судьи Черновского районного суда г. Читы от 4 февраля 2020г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 13 апреля 2020г, вынесенные в отношении Воротынцева Андрея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Воротынцева А.А. - без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.