Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Нукутским районным судом Иркутской области, кассационную жалобу Шураковской Анны Михайловны, поданную через суд первой инстанции 30 июня 2020 года, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 мая 2020 года
по административному делу N 2а-4639/2019 по административному исковому заявлению Шураковской Анны Михайловны к первому заместителю Губернатора Иркутской области - председателю Правительства Иркутской области Болотову Руслану Николаевичу, Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Шураковской А.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Шураковская А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения.
Требования мотивированы тем, что Шураковская A.M. является инвалидом "данные изъяты" группы, передвигается с помощью "данные изъяты". Постановлением муниципального образования "Новонукутское" от ДД.ММ.ГГГГ N принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Правительство Иркутской области с просьбой разработать и утвердить на уровне Иркутской области региональную государственную программу жилья для инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, на которую ДД.ММ.ГГГГ получила отказ в принятии такой программы от министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Незаконным бездействием Правительства нарушены ее жилищные права, гарантированные международными нормами (Всеобщая декларация прав человека, часть 1 статьи 11 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года). Обращает внимание, что с 1 января 2005 года по настоящее время на законодательном уровне Иркутской областью не принято ни одного нормативного правового акта, содержащего нормы, регулирующие жилищные отношения, в связи с чем, у министерства финансов Иркутской области отсутствуют расходные обязательства на финансирование покупки муниципальным образованием "Новонукутское" жилых помещений по договорам социального найма; на территории муниципального образования "Новонукутское" полностью отсутствует муниципальный жилищный фонд.
Жилые помещения по договорам социального найма на основании решения органов местного самоуправления на территории муниципального образования "Новонукутское" не предоставлялись с момента принятия нового жилищного законодательства; до настоящего времени не принята государственная жилищная программа по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года. Обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, в связи с чем, муниципальное образование "Новонукутское" не может приобретать за счет бюджета поселения жилые помещения по договорам социального найма. Продвижение общей очереди, очереди Шураковской A.M. при таком незаконном бездействии Правительства Иркутской области становится невозможным, как и получение ею жилого помещения по договору социального найма, чем нарушено ее право на жилье, гарантированное жилищным законодательством. Своей собственной жилой площади она не имеет, проживает в доме с печным отоплением, где отсутствует канализация, горячая и холодная вода.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 мая 2020 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Полагает, что суды первой и апелляционной инстанций при вынесении решения пришли к неверным выводам, которые не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определили обстоятельства имеющие значения для дела. В обоснование доводов жалобы приводит свое толкование норм материального права регулирующих спорные правоотношения.
Полагает, что органы власти субъекта Российской Федерации должны были разработать и принять целевую программу, нормативно правовые акты в области финансирования, а также принять на себя функции по финансированию данной программы. Указывает, что органы государственной власти субъекта РФ незаконно бездействовали и не осуществляли государственного контроля за органами местного самоуправления, что привело к бездействию администрации "Новонукутское" в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года.
В целом доводы кассационной жалобы аналогичны доводам административного иска и апелляционной жалобы.
Относительно кассационной жалобы Правительством Иркутской области представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Шураковская А.М. является инвалидом "данные изъяты" группы, "данные изъяты", причина инвалидности - "данные изъяты", повторному освидетельствованию не подлежит.
Согласно справке "данные изъяты" административному истцу Шураковская А.М. имеет ряд "данные изъяты" заболеваний, передвигается с помощью "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты".
Уведомлением об отсутствии в Едином реестре недвижимости запрашиваемых сведений подтверждено, что Шураковской А.М. недвижимость на праве собственности не принадлежит, у административного истца отсутствует собственное жилье, проживает по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального образования "Новонукутское" принято постановление N о признании Шураковской А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: "адрес" малоимущей, она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 1 части 1 статьи 51, части 2 статьи 57 ЖК РФ, включена в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под номером N, категория инвалид "данные изъяты" группы ("данные изъяты").
Решением Нукутского районного суда Иркутской области от 21 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 октября 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Шураковской А.М. к администрации муниципального образования "Новонукутское" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с санитарными и техническими правилами и нормами, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что не принятие Правительством Иркутской области государственной целевой жилищной программы, призванной обеспечить права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, не свидетельствует о допущенном бездействии Правительства Иркутской области, нарушающим жилищные права административного истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что требование о признании незаконными действия (бездействие) Правительства Иркутской области нарушающими нормы международного права, а также конституционные, жилищные права, по непринятию государственной региональной целевой жилищной программы на уровне субъекта Российской Федерации (Иркутской области) для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, возложении на Правительство Иркутской области обязанности по принятию целевой жилищной программы "Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" заявлено без учёта полномочий органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, и не может быть удовлетворено.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Устава Иркутской области систему органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области образует, в том числе высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Правительство Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Иркутской области от 11 мая 2010 года N 30-03 "О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области" Правительство Иркутской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующей основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе, определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе иные полномочия: учет муниципального жилищного фонда; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав установленные обстоятельства, дав правовую оценку представленным в материалах дела доказательствам, руководствуясь положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, Устава Иркутской области, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Шураковской А.М.
В соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что вопрос обеспечения жилищных прав граждан, являющихся инвалидами, принятых на учёт, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, после 1 января 2005 года отнесено к полномочиям Иркутской области, реализовано путём принятия Законов Иркутской области от 10 декабря 2007 года N 117-оз "О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан", от 4 апреля 2008 года N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Иркутской области" возложение на административных ответчиков обязанности по принятию отдельных нормативно-правовых актов в указанной сфере, выходит за пределы компетенции судов.
Приведённые в кассационной жалобе доводы, в целом, аналогичны доводам, положенным в обоснование административного иска и приведенным в апелляционной жалобе, они были подробно исследованы судами, и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки выводов судов у судебной коллегии не имеется.
Содержание жалобы, по сути, направлено на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств по делу. Однако полномочиями по переоценке доказательств и разрешению вопросов факта судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не наделена.
Судебная коллегия считает, что выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.