Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, поданную 31 августа 2020 года, на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 18 августа 2020 года
по административному делу N 2а-3159/2020 по административному исковому заявлению Жуковой Натальи Ивановны об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва от 31 июля 2020 года N 46-ОИК об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя административного ответчика Шмакова Е.А, подержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Рубана А.В, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене, установила:
Жукова Н.И. обратилась в Новосибирский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва (далее также - Избирательная комиссия) от 31 июля 2020 года N 46-ОИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выдвинутого избирательным объединением по многомандатному избирательному округу, о возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва Жукову Наталью Ивановну.
В обоснование требований ссылалась на то, что 10 июля 2020 года на конференции регионального отделения Политической партии "Справедливая Россия" Жукова Н.И. выдвинута кандидатом в депутаты Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
21 июля 2020 года Жукова Н.И. представила в Окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты, уведомив избирательную комиссию об отсутствии намерения создавать избирательный фонд. Данное заявление подала ошибочно, поскольку не имела намерения открывать избирательный счет. После получения извещения избирательной комиссии о выявленных недостатках в представленных документах, все недостатки устранила.
22 июля 2020 года представила в Окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет, который свидетельствует о создании избирательного фонда кандидата, 29 июля 2020 года уведомила избирательную комиссию об отсутствии намерения открыть специальный избирательный счет.
Полагает, что выполнила все требования, предъявляемые к кандидату, однако, решением от 31 июля 2020 года Окружной избирательной комиссией в регистрации отказано. Решение административного ответчика нарушает права истца, создает препятствия в реализации права быть избранным в депутаты представительного органа муниципального образования.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2020 года признано незаконным и отменено решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва от 31 июля 2020 года за N 46-ОИК об отказе в регистрации кандидата Жуковой Натальи Ивановны. На Окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва возложена обязанность зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва Жукову Наталью Ивановну. Решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 18 августа 2020 года решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ставится вопрос об отмене судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1) (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 данного федерального закона).
Порядок регистрации кандидатов, а также основания отказа в регистрации установлены статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В статье 42 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" (далее - Закон Новосибирской области N 58-ОЗ) установлены аналогичный порядок регистрации кандидата и основания для отказа в регистрации кандидата.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Не создание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно) является основанием для отказа в регистрации кандидата. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата (подпункт "ж" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 7 статьи 7 Закона Новосибирской области от 7 декабря 2006 N 58-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
В силу положений пункту 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с пунктом 1 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 62 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, списка кандидатов, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 40 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат представляет в частности сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 35 либо частями 4 или 11 статьи 38 настоящего Закона (в случае, если указанные изменения вносились) и первый финансовый отчет.
Судами достоверно установлено, и подтверждается материалами дела, что Жуковой Н.И. 11 июля 2020 года в Избирательную комиссию подано заявление о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по многомандатному избирательному округу N 1.
Избирательная комиссия, проверив соответствие порядка выдвижения избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Новосибирской области" списка кандидатов в депутаты и необходимые для выдвижения списка документы, решением N 27/20 от 19 июля 2020 года заверила список кандидатов, в который была внесена Жукова Н.И.
21 июля 2020 года Жуковой Н.И. в Избирательную комиссию поданы документы для регистрации кандидата в депутаты: сведения биографического характера кандидата и фотографии кандидата.
Заявлением от 21 июля 2020 года Жукова Н.И. уведомила Избирательную комиссию о том, что не будут представлены: подписи избирателей, поскольку в соответствии со статьей 38.1 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ не собирались; избирательный фонд не создавался, о чем избирательная комиссия уведомлена письменно, в связи с тем, что не планирует финансировать свою избирательную кампанию; изменения в данных о кандидате не производились.
26 июля 2020 года Избирательной комиссией принято решение об извещении кандидата Жукову Н.И. о выявленных недостатках в представленных документах: представлено заявление об отсутствии избирательного фонда - нарушены положения части 1 статьи 60 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области"; отсутствуют сведения об открытии избирательного счета либо сведения о финансировании избирательной кампании без открытия избирательного счета - нарушены положения части 11 статьи 60 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области"; отсутствуют заверенные копии паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональном образовании кандидата, документа о смене фамилии - нарушены положения части 11 статьи 38 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области". Предложено устранить выявленные недостатки до 30 июля 2020 года.
27 июля 2020 года Жукова Н.И. в избирательную комиссию представила первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Новосибирской области, сведения биографического характера кандидата.
29 июля 2020 года Жуковой Н.И. в Избирательную комиссию представлены сведения об изменениях в данных о кандидате ранее представленных для регистрации, а также заявления о том, что не будет создавать и открывать специальный избирательный счет в банке, финансовый нулевой отчет был представлен ранее, в связи с устранением недостатков, изложенных в уведомлении.
В силу положений пункта 11 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 11 статьи 60 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ на выборах депутатов представительных органов сельских поселений кандидатом может быть создан избирательный фонд без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают 15 тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.
Решением Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва N 46-ОИК от 31 июля 2020 года Жуковой Н.И. отказано в регистрации кандидата в депутаты на основании пунктов 3, 7 части 7 статьи 42 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области", поскольку в заявление Жуковой Н.И. не были внесены изменения об отсутствии намерения создавать избирательный фонд. Указано также, что иные документы, необходимые для регистрации кандидата, для предоставлены.
Оценив представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, руководствуясь указанными выше нормами права, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворений заявленных требований, указав, что для регистрации в качестве кандидата Жуковой Н.И. представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 40 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Новосибирской области от 7 декабря 2006 N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области", в том числе первый финансовый отчет, свидетельствующий о создании избирательного фонда. Жукова Н.И, предоставив первый финансовый отчет, уведомила Избирательную комиссию о создании избирательного фонда кандидата. Первый финансовый отчет составлен в форме, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области N 66/526-5 от 29 мая 2015 года, соответственно, наличие оснований для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты, предусмотренных пунктами 3, 7 части 7 статьи 42 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ в ходе рассмотрения дела не нашло подтверждения.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, о нарушении судами норм материального или процессуального права не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили правовую оценку, которая соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изложенную в судебных актах, выводы судов обстоятельствам дела соответствуют. Доводы кассационной жалобы фактически направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 18 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.