Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чернакова Сергея Афонасьевича, поданную 4 сентября 2020 года, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 августа 2020 года
по административному делу N 2а-4460/2020 по административному исковому заявлению Чернакова Сергея Афонасьевича о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва одномандатного избирательного округа N 24 от 8 августа 2020 года N 6/22 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Маслаковой О.Г, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене, установила:
Решением Думы Ангарского городского округа от 23.06.2020 N 956-85/01рД "О назначении выборов депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва" на 13 сентября 2020 года назначены муниципальные выборы депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва.
Чернаков С.А. обратился в Ангарский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва одномандатного избирательного округа (далее также - Избирательная комиссия) N 24 от 8 августа 2020 года N 6/22 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва.
В обоснование требований ссылался на то, что 22 июля 2020 года подал документы на выдвижение в качестве кандидата в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва одномандатного избирательного округа N 24 в порядке самовыдвижения.
30 июля 2020 года в избирательную комиссию были представлены документы на регистрацию: подписные листы и сведения об изменениях в данных о кандидате.
5 августа 2020 года комиссия сообщила о том, что заседание комиссии по вопросу регистрации кандидата состоится 8 августа 2020 года.
Решением Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу второго созыва N 24 от 8 августа 2020 года Чернакову С.А. отказано в регистрации кандидатом. В обоснование отказа указано на нарушение формы подписных листов, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Решение избирательной комиссии считает незаконным. Настаивает, что форма подписного листа соблюдена, в нем указана полная и достоверная информация о кандидате в том объеме, как этого требует закон. Наличие меньшего количества строк не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и о кандидате.
Избиратель собственноручно проставил подпись и дату в подписном листе, в связи с чем нет оснований признать собранные подписи недействительными. Проверка подписных листов кандидата осуществлялась до 3 августа 2020 года без присутствия кандидата, о чем истец не был извещен комиссией, что исключило возможность собрать новые подписные листы.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 11 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Чернаковым С.А. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
Согласно приложению к решению Ангарской территориальной избирательной комиссии от 26 июня 2020 N 134/526 "О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва" для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 24 необходимо 40 подписей, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию, составляет 44 подписей. Согласно пункту 2 решения Ангарской территориальной Избирательной комиссии от 26 июня 2020 N 134/527 установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, представленных для регистрации кандидата. Решением Ангарской территориальной Избирательной комиссии от 3 июля 2020 года N 135/548 утвержден образец подписного листа при проведении выборов депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва.
Судами достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что 22 июля 2020 года Чернаковым С.А. представлено в Избирательную комиссию заявление кандидата о согласии баллотироваться кандидатом в порядке самовыдвижения.
30 июля 2020 года Чернаков С.А. представил в Избирательную комиссию подписные листы в количестве 44 штук, всего 44 подписи и протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Решением Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу второго созыва N 24 от 8 августа 2020 N 6/22 отказано в регистрации Чернакова С.А. кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу N24 по основанию, предусмотренному подпунктами "и, л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частями 1, 5, 6 статьи 62, пунктом 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области N 116-ОЗ).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку все представленные в поддержке выдвижения кандидата подписи избирателей обоснованно были признаны недействительными, принимая во внимание, что фамилия, имя и отчество избирателями внесены не собственноручно, форма подписных листов не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ, у Избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидатом.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась. Указано также на необоснованность доводов административного истца о нарушении порядка проверки подписных листов и извещения о дате заседания рабочей группы. Указание в ведомости проверки подписных листов на дату "5 июля 2020 года", носит характер технической описки, проведение проверки документов проведено 5 августа 2020 года, о чем представлено решение рабочей группы N 5/6.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, не опровергают правильности их выводов, нарушения норм материального права не подтверждают.
Согласно части 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Закона Иркутской области N 116-ОЗ сбор подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования осуществляется посредством их внесения в подписные листы, изготовленные по форме, установленной в приложении 8 к Федеральному закону (абзац 2).
Согласно утвержденной в Приложении 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ форме, подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей, о чем указано в примечании к утвержденной форме. Аналогичные требования к подписному листу были утверждены решением Ангарской территориальной избирательной комиссии от 3 июля 2020 года N 135/548.
Согласно пунктам 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы данного Федерального закона.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом N 67-ФЗ (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
В соответствии с частью 6.4. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону (пункт "и"); подписи избирателей, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пункт "л"). Аналогичные требования установлены в пунктах 21 и 25 части 9 статьи 61 Закона Иркутской области N 116-ОЗ.
Выводы судов о законности оспариваемого решения Избирательной комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу. Наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом "д" части 24 статьи 38 Федерального закона N 67- ФЗ и пунктом 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области N 116-ОЗ, в ходе рассмотрения нашли подтверждение.
Доводы кассационной жалобы, выражают правовую позицию административного истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, настаивавшего на представлении достаточного количества действительных подписей избирателей, являются несостоятельными, в полном объеме аргументированно и объективно оценены в судебных актах, отвергнуты как безосновательные. Доводы кассационной жалобы, в том числе несогласия с выводами судов о наличии технической описки в дате составления ведомости проверки подписных листов, сводятся к иной оценке доказательств, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, выводы судов обстоятельствам дела соответствуют, основаны на правильной оценке представленных доказательств.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.