Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Грудинина Владимира Иннокентьевича, поданную через суд первой инстанции 7 сентября 2020 г, на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 4 сентября 2020 г, по административному делу 2а-1500/2020 (объединенному с делом N 2а-1502/2020) по административным исковым заявлениям Грудинина Владимира Иннокентьевича к территориальной избирательной комиссии г. Черногорска об отмене постановлений о регистрации Молостова Евгения Викторовича и Харисова Константина Нурфаязовича кандидатами на должность Главы муниципального образования г. Черногорск.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкую О.С, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грудинин В.И, являясь на момент обращения в суд зарегистрированным кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, обратился в суд с административными исковыми заявлениями к территориальной избирательной комиссии г. Черногорска об отмене постановлений о регистрации Молостова Евгения Викторовича и Харисова Константина Нурфаязовича кандидатами на должность Главы муниципального образования г. Черногорск.
Определением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 26 августа 2020 г. на основании ч. 1 ст. 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 27 августа 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований Грудинина В.И. отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 4 сентября 2020 г. решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 27 августа 2020 г. отменено, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Грудинин В.И. ставит вопрос об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 4 сентября 2020 г, просит принять по административному делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прекращение производства по административному делу по причине утраты статуса зарегистрированного кандидата не предусмотрено. На момент подачи им апелляционной жалобы он являлся зарегистрированным кандидатом.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкая О.С. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2); с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11).
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Совета депутатов г. Черногорска N 303 от 23 июня 2020 г. назначены выборы Главы г. Черногорска.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 31 июля 2020 г. N 123/634-4 Молостов Е.В. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 24 июля 2020 г. N 122/631-4 Харисов К.Н. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск.
На основании постановления Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 7 августа 2020 г. N 124/643-4 кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск зарегистрирован Грудинин В.И.
Отменяя решение суда первой инстанции и прекращая производство по административному делу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 11 статьи 239, частью 3 статьи 194, частью 1 статьи 128 КАС РФ, исходил из того, что с административными исковыми заявлениями об оспаривании решений избирательной комиссии о регистрации Молостова Е.В. и Харисова К.Н. кандидатами на должность Главы муниципального образования г. Черногорск вправе был обратиться зарегистрированный по тому же избирательному округу кандидат. Однако решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 20 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 31 августа 2020 г, признано недействительным постановление территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 7 августа 2020 г. N 124/643-4 о регистрации Грудинина В.И. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск и отменена регистрация Грудинина В.И. на должность Главы муниципального образования г. Черногорск. Учитывая то, что регистрация кандидата на должность Главы муниципального образования г. Черногорск Грудинина В.И. отменена, производство по делу подлежит прекращению.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 242 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав, если установит, что имеются основания, предусмотренные, в том числе пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 КАС РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 3 статьи 194 Кодекса суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных данным Кодексом случаях.
Исходя из взаимосвязанных положений части 3 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Грудинин В.И. утратил статус кандидата на должность Главы муниципального образования г. Черногорск и не относился к предусмотренным частью 11 статьи 239 КАС РФ лицам, которые вправе заявлять требования об отмене регистрации кандидата, производство по делу подлежало прекращению.
Прекращение производства по делу не нарушает права Грудинина В.И, поскольку на момент прекращения производства по делу он не являлся кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, вследствие чего оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии г. Черногорска перестало затрагивать его права, свободы и законные интересы.
Доводы кассационной жалобы Грудинина В.И. о том, что производство по делу не подлежало прекращению, поскольку на момент подачи апелляционной жалобы он являлся зарегистрированным кандидатом, основаны на неверном толковании норм права применительно к спорным правоотношениям и не могут являться основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом апелляционной инстанции, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 4 сентября 2020 г, в связи с чем кассационная жалоба Грудинина В.И. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 4 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых в кассационный суд общей юрисдикции судебных актов в законную силу, в порядке, предусмотренном статьей 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 сентября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.