Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сергея Александра Брониславовича, поданную 7 сентября 2020 года, на решение Мамско - Чуйского районного суда Иркутской области от 16 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 августа 2020 года
по административному делу N 2а-46/2020 по административному исковому заявлению Соловьева Сергея Андреевича о признании незаконным решения Мамско - Чуйской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 года N 104/465 "О регистрации Сергея Александра Брониславовича кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско - Чуйского района".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, не подлежащим отмене, установила:
решением Думы муниципального образования Мамско-Чуйского района N 42 от 22 июня 2020 года "О назначении муниципальных выборов мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района" назначены выборы мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района на 13 сентября 2020 года.
Соловьев С.А, кандидат, зарегистрированный решением Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии от 1 августа 2020 года N 101/430 "О регистрации Соловьева Сергея Андреевича кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района", обратился в Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Мамско - Чуйской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 года N 104/465 "О регистрации Сергея Александра Брониславовича кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско - Чуйского района".
Полагает, что кандидат на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Сергей А.Б. в заявлении о согласии баллотироваться указал недостоверный адрес места жительства, так как на территории Мамско-Чуйского района Иркутской области в силу Закона Иркутской области от 2 декабря 2004 N 63-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Мамско-Чуйского района Иркутской области" отсутствует населенный пункт с наименованием "поселок Мама". Извещенный избирательной комиссией кандидат Сергея А.Б, допущенное нарушение не устранил.
Кроме того полагает, что все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных кандидатом Сергеем А.Б. в поддержку самовыдвижения, должны быть признаны недействительными. В подписных листах кандидат не указал свою принадлежность к политической партии и свой статус в данной политической партии в объеме, указанном в заявлении о согласии баллотироваться. Изготовление подписных листов не оплачивалось за счет средств избирательного фонда кандидата.
Мамско-Чуйская территориальная избирательная комиссия (далее также - Избирательная комиссия) при принятии решения о регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района допустила нарушения федерального и регионального законодательства, нарушен принцип равенства всех кандидатов на выборные должности, условия выдвижения и регистрации.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 августа 2020 года признано незаконным и отменено решение Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии по выборам Мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района от 10 августа 2020 года N 104/465 "О регистрации Сергея Александра Брониславовича кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 августа 2020 года решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сергеем А.Б. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Судами достоверно установлено и подтверждается материалами дела, 24 июля 2020 года Сергей А.Б. уведомил Избирательную комиссию о согласии баллотироваться на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района в порядке самовыдвижения.
В представленном в Избирательную комиссию заявлении указано, что Сергей А.Б. является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", секретарем Мамско-Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия". В подтверждение данных сведений представлена справка от 23 июля 2020 года Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Решением Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии от 26 июня 2020 года N 88/374 "О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов на муниципальных выборах 13 сентября 2020 года" определено количество действительных и достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, необходимое для его регистрации - 19 подписей. Максимальное количество подписей избирателей - 23.
3 августа 2020 года в Избирательную комиссию Сергеем А.Б. представлены подписные листы, содержащие 23 подписи избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Представленные подписные листы не содержат указания на то, что кандидат Сергей А.Б. является секретарем Мамско-Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Рабочей группой по приему и проверки документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Мамско-Чуйскую территориальную избирательную комиссию, установлено, что все подписные листы отвечают требованиям закона, а все 23 подписи избирателей признаны действительными.
Решением Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 года N 104/465 Сергей А.Б. зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, в порядке самовыдвижения.
Признавая незаконным решение Избирательной комиссии о регистрации кандидатом, судом первой инстанции, в частности, указано, что наличие в подписном листе информации о кандидате в меньшем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате. Согласно части 14.9 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" секретарь местного отделения партии является высшим должностным лицом местного отделения партии и обладает большим объемом полномочий, в том числе осуществляет руководство деятельностью местного политического совета, представляет интересы местного отделения во взаимоотношениях между юридическими и физическими лицами без доверенности. Необходимость указания в подписных листах не только на принадлежность к политической партии, но и о статусе в политической партии, является прямым требованием федерального закона, выполнение которого не может зависеть от усмотрения кандидата. Не указание в подписном листе статуса кандидата в политической партии является основанием для признания подписей избирателей недействительными, следовательно, оспариваемое решение Избирательной комиссии принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом "и" части 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными.
Согласно части 6 стати 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичное основание для отмены регистрации кандидата установлено пунктом 6 статьи 112 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 N 116-ОЗ
"О муниципальных выборах в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области N 116-ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных законом, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Указанные условия отражены также в статьях 55, 62 Закона Иркутской области N 116-ОЗ.
В соответствии с требованиями пункта 9 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, соответственно, пункта 6 части 3 статьи 57 Закона Иркутской области N 116-ОЗ, в подписном листе в обязательном порядке указываются сведения о партийной принадлежности и статусе в партии в соответствии с заявлением о согласии баллотироваться.
При этом, в соответствии с пунктом "и" части 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона. Соответственно, в пункте 22 части 9 статьи 61 Закона Иркутской области признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 5, 6 части 3 статьи 57 настоящего Закона.
Суды пришли к обоснованному выводу, что отсутствие в подписных листах указания на то, что кандидат Сергей А.Б. является секретарем Мамско - Чуйкого местного отделения Всероссийской политической партией "Единая Россия", в силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ влечет недействительность всех подписей избирателей во всех представленных для регистрации подписных листах, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации кандидата в порядке самовыдвижения. Однако, указанное не было принято во внимание Избирательной комиссией, и является основанием для признания решения избирательной комиссии о регистрации кандидата незаконным.
Доводы кассационной жалобы, основанные на том, что статус в политической партии в подписных листах отражен указанием на членство в политической партии, а занимаемая им должность - секретарь местного отделения, не соответствует понятию статус в политической партии, выражают правовую позицию административного истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, в полном объеме аргументированно и объективно оценены в судебных актах, отвергнуты как безосновательные. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, нарушений судами норм материального права не подтверждают, основаны на их неправильном толковании заявителем. Оснований для отмены судебных актов, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Мамско - Чуйского районного суда Иркутской области от 16 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.