Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Шагаровой Т.В, судей Вульферт С.В, Соловьева В.Н.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело N 22RS0011-02-2019-003369-12 по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Барнаул Плюс" (ИНН 2221200001, ОГРН 1122225012458), индивидуальному предпринимателю Зейферт Наталье Алексеевне о понуждении к выполнению действий о запрете эксплуатации здания и понуждении к совершению требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Барнаул Плюс" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 февраля 2020 г.
Заслушав и обсудив доклад судьи С.В.Вульферт, прокурора восьмого отдела (кассационного) апелляционно - кассационного управления Главного гражданского - судебного управления Генеральной прокуратуры РФ, полагавшего оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила
Прокурор города Рубцовска Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц
Запретить эксплуатацию здания торгового центра "ЦУМ", расположенного по адресу: "адрес", до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, об антитеррористической защищенности.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Барнаул Плюс" в здании торгового центра "ЦУМ", расположенного по адресу: "адрес":
-установить систему водяного пожаротушения;
-на первом этаже в северном и южном крыле, а также на втором этаже торгового центра "ЦУМ" установить эвакуационное (аварийное) освещение;
-обеспечить здание торгового центра "ЦУМ" физической охраной;
-организовать систему наблюдения таким образом, чтобы обеспечивать видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории);
-организовать в здании торгового центра "ЦУМ" систему оповещения для обеспечения оперативного информирования людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Обязать индивидуального предпринимателя Ситникова Д.В. (отдел "Саквояж", находящийся на втором этаже торгового центра "ЦУМ"):
-пройти обучение пожарно-техническому минимуму;
-обеспечить помещение отдела первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
-обеспечить в помещениях отдела наличие табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны.
Обязать индивидуального предпринимателя Зейферт Н.А.(отдел "Империя сумок", находящийся на третьем этаже торгового центра "ЦУМ"):
-разработать и утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности;
-разработать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности;
-провести с работниками инструктаж по пожарной безопасности;
-пройти обучение пожарно-техническому минимуму;
-обеспечить помещения отдела первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
-обеспечить в помещении отдела наличие табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны.
Обязать индивидуального предпринимателя Белинджян Т.К. (отдел "Подиум", находящийся на третьем этаже торгового центра "ЦУМ") пройти обучение пожарно-техническому минимуму.
Обязать индивидуального предпринимателя Предыбайло Ю.Н. (отдел "Кроха", находящийся на втором этаже торгового центра "ЦУМ"):
-обеспечить помещения отдела первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
-разработать и утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности;
-обеспечить в помещении отдела наличие табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны.
7.Обязать индивидуального предпринимателя Предыбайло Г.В. (отдел "Классик", находящийся на втором этаже торгового центра "ЦУМ") обеспечить в помещении отдела наличие табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны.
В качестве правого обоснования иска прокурор ссылается на положения статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая на установленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности здания торгового центра, предусмотренных статьями 1, 3, 16, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), пункт 34 Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 N1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 N1273).
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 октября 2019 г. принят отказ прокурора города Рубцовска Алтайского края от исковых требований к ответчикам индивидуальным предпринимателям Предыбайло Г.В, Предыбайло Ю.Н, Ситникову Д.В, Белинджян Т.В. в полном объеме, а к ответчику индивидуальному предпринимателю Зейферт Н.А. в части требований о возложении обязанностей: разработать и утвердить инструктаж о мерах пожарной безопасности, обеспечить в помещении отдела наличие табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны, разработать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности, провести с работниками инструктаж по пожарной безопасности, пройти обучение пожарно - техническому минимуму. В данной части производство по делу прекращено.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 февраля 2020 г. исковые требования прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
Суд обязал ООО "Барнаул Плюс" до 02.12.2019 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности на торговом объекте "ЦУМ" по "адрес" в "адрес" края: установить систему водяного пожаротушения.
Кроме того, обязал ООО "Барнаул Плюс" до 31.12.2019 устранить выявленные нарушения требований об антитеррористической защищенности на торговом объекте "ЦУМ" по "адрес" в "адрес" края: обеспечить торговый объект физической охраной; организовать систему наблюдения таким образом, чтобы обеспечивать видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории); организовать на торговом объекте систему оповещения для оперативного информирования людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Обязал индивидуального предпринимателя Зейферт Н.А. до 02.12.2019 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности отдел "Империя сумок" торговый объект "ЦУМ" по "адрес" в "адрес" края: обеспечить помещение отдела первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Барнаул Плюс" указывает, что не согласен с решением Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в части сроков установленных для устранения выявленных нарушений требований об антитеррористической защищенности торгового объекта (до 31.12.2019г.), считает решение суда в указанной части незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, подлежащим отмене. Ответчик не согласен с апелляционным определением "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставившим вышеуказанное решение в силе.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что суд пришел к неверным выводам об отнесении торгового объекта к местам массового пребывания людей, в связи с чем распространил на торговый объект действие требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, установленных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, а так же неверно истолковал нормы Постановления Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обязательства об устранении нарушений требований об антитеррористической защищенности объекта возложены на ответчика ранее установленных нормативными актами сроков.
От прокурора "адрес" на кассационную жалобу поступили письменные возражения, с указанием на необоснованность изложенных в ней доводов.
В заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Судом установлено, что здание торгового центра находится в собственности ответчика ООО "Барнаул Плюс".
Согласно акту обследования и категорирования этого объекта, состав-ленному 20.11.2018 межведомственной комиссией в составе представителей собственника, МЧС России, ФСБ России, ФГКУ "УВО ВНГ России по Алтай-скому краю", администрации г. Рубцовска, в соответствии с п. 12 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273, объекту присвоена 2 категория, сделаны выводы о надежности охраны торгового объекта (указано, что отсутствует способность противостоять попыткам совершения террористических актов и иных противоправных действий); даны рекомендации по укреплению его антитеррористической защищенности, в частности указано на необходимость выполнить предписание N 699/1/370 ГУ МЧС России по Алтайскому краю, разработать план взаимодействия с органами безопасности, внутренних дел, национальной гвардии; обеспечить пропускной режим; оборудовать объект системой видео-наблюдения. Из содержания акта следует, что количество людей, находившихся в день на объекте, составляет около 3 000 человек.
В соответствии с предписанием N 699/1/370 ТО НДиПР N 4 ГУ МЧС России по Алтайскому краю в период 06-07.11.2018 проведена внеплановая выездная проверка по "адрес" в "адрес" - торговый центр "Мария-Ра". По результатам указанной проверки выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности в помещениях торгового центра по указанному адресу. Установлен срок для устранения недостатков.
В ходе проверки, проведенной 30.07.2019 прокуратурой города Рубцовска Алтайского края с привлечением специалиста филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Алтайскому краю", начальника отделения надзорной деятельности ТОНДиПР N 4 УНДиПР ГУ МЧС России, выявлены нарушения п. 9.1.3 СП 5.13130.2009, статьи 124 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, также выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности здания торгового центра - пункты 30-32, 34, 40 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273.
Разрешая спор в части нарушения ООО "Барнаул Плюс" требований об антитеррористической защищенности на торговом объекте "ЦУМ", исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3.1. статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)", пунктом 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", исходя из того, что на ООО "Барнаул Плюс", как на собственнике торгового центра, лежит обязанность по соблюдению требований антитеррористической защищенности, в том числе по обеспечению торгового центра физической охраной, системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения, и установив факт отсутствия в требуемом объеме системы видеонаблюдения торгового центра "ЦУМ", факт отсутствия на торговом объекте системы оповещения для оперативного информирования людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, что подтверждается актом обследования и категорирования от 20.11.2018, актом проверки прокуратуры города Рубцовска от 30.07.2019, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, обязав ООО "Барнаул Плюс" устранить до 31.12.2019 выявленные нарушения требований об антитеррористической защищенности на торговом объекте "ЦУМ" по "адрес" в "адрес" края, обеспечив торговый объект физической охраной,
организовав систему наблюдения таким образом, чтобы обеспечивать видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории); организовав на торговом объекте систему оповещения для оперативного информирования людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов законными и обоснованными, основанными на установленных ими при рассмотрении дела фактических обстоятельствах, представленных доказательствах, верном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 7 статьи 2, части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6.03.2006 N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу пункта 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отнесении судами торгового объекта к местам массового пребывания людей, распространив на спорный объект требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272, являются необоснованными.
Постановлением N1273 утверждены Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории).
Названное постановление устанавливает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (пункт 1 Постановление N 1273).
Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273, разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272, так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.
Согласно пункту 23 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Пунктами 30, 31, 32, 34 требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 установлено, что торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории), архивирование и хранение данных. Система оповещения на торговом объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении на торговом объекте (территории) террористического акта. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории торгового объекта (территории). В целях обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) первой или второй категории правообладателем торгового объекта (территории) организуется его физическая охрана.
Как верно указал суд апелляционной инстанции требования, утвержденные как постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272, так и Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273, не противоречат друг другу и применяются в совокупности как общие и специальные нормы.
Судами обоснованно отклонен довод ООО "Барнаул Плюс" о том, что в силу пункта 19 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 срок завершения указанных мероприятий, включая оборудование торгового объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны, не может превышать 2 лет со дня утверждения акта обследования и категорирования торгового объекта (территории), а поскольку обследование и категорирование произведено 20.11.2018, то, следовательно, срок для завершения мероприятий, указанных в акте проверки и категорирования составляет до 20.11.2020, как основанный на неправильном толковании норм права.
Указанный в пункте 19 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 срок является максимальным, при наличии спора, относительно выполнения антитеррористических мероприятий, именно суд, с учетом конкретных обстоятельств, вправе его определить. Выводы суда относительно установленного срока являются мотивированными.
Вопреки доводам заявителя как владельца торгового объекта, которому присвоена 2 категория, на него, в силу самого факта категорирования объекта мест массового пребывания людей, распространяются все требования, предусмотренные для обеспечения антитеррористической защищенности.
В целом все доводы заявителя являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, основанные на ином толковании норм материального права, не могут служить поводом к удовлетворению кассационной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, что влечет отказ в удовлетворении кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 390.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 февраля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барнаул Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В.Шагарова
Судьи С.В.Вульферт
В.Н.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.