Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Раужина Е.Н, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-303/2019 (УИД 70RS0004-01-2018-004669-70) по иску Поповича Сергея Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить в общий страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы, перерасчете и начислении пенсии, по кассационной жалобе Поповича Сергея Ивановича на решение Советского районного суда г. Томска от 28 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения представителей истца Поповича С.И. - Мусеневу Н.С, Шайер О.А, действующих на основании доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области Драчевой С.Б, действующей на основании доверенности, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Томска, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попович С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томске Томской области (далее - УПФР в г.Томске), в котором, с учётом уточнения исковых требований, просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы: с 5 августа 2008 г. по 19 мая 2011 г, с 27 апреля 2012 г. по 31 декабря 2013 г, с января 2014 г. по 31 марта 2015 г. в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок в шахте на частном производственном предприятии "Горняк-95"; включить в страховой стаж периоды работы: с 18 марта 2002 г. по 1 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 15 марта 2005 г. в акционерном обществе "Десерт", с 25 апреля 1980 г. по 4 июля 1982 г. службу в Советской Армии; произвести перерасчет и начисление пенсии с 1 марта 2017 г.
В обоснование требований указал, что 26 апреля 2017 г. обратился в отдел ПФР Кировского района с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Решением ответчика от 25 августа 2017 г. N ему включено в специальный стаж по Списку N1 - 11 лет 1 месяц 25 дней, исключено из специального стажа по Списку N 1 - 6 лет 1 месяц 23 дня, исключено из страхового стажа 4 года 4 месяца 26 дней. Им представлены документы, подтверждающие сведения о страховом (трудовом) стаже и заработке, необходимые для назначения пенсии, оформленные и выданные соответствующими органами (организациями), действующими на территориях Донецкой и Луганской областей, которые в силу закона принимаются к рассмотрению без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении. Кроме того, он представил документы, подтверждающие уплату страховых взносов.
Решением Советского районного суда г. Томска от 28 февраля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 мая 2019 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Попович С.И. просит отменить решение Советского районного суда г. Томска от 28 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 мая 2019 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Попович С.И, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, сведений о причинах неявки не представил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Поповича С.И.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, Республикой Кыргыстан подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьёй 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях"установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьёй 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 указанных Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
- Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N1, утверждённым 22 августа 1956 г, разделом I "Горные работы" подразделом 1 "Подземные работы" предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля.
Списком N1, утверждённым 26 января 1991 г, разделом I "Горные работы" подразделом 1 "Подземные работы в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков" предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах (позиция 10101000а).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в её установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путём направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Попович С.И. с 1 марта 2017 г. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области от 25 августа 2017 г. N в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", включены следующие периоды работы Поповича С.И.: с 24 февраля 1984 г. по 30 мая 1987 г. (3 года 3 месяца 7 дней) - в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок подземного с полным рабочим днём в шахте в Шахтоуправлении "Жовтневе" п/о "Советскуголь", с 18 сентября 1987 г. по 8 октября 1994 г. (7 лет 2 месяца 6 дней) - в качестве горнорабочего подземного с полным рабочим днём в шахте, горнорабочего по ремонту горных выработок подземного с полным рабочим днём в шахте в Шахтоуправлении "Жовтневе" п/о "Советскуголь", с 23 ноября 2007 г. по 4 августа 2008 г. (8 месяцев 12 дней) - в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок с полным рабочим дёем в шахте в Корпорации "Горняк". Учтённая пенсионным органом в добровольном порядке продолжительность специального стажа по Списку N 1 составила 11 лет 1 месяц 25 дней.
В специальный стаж в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не включены периоды работы Поповича С.И.:
- с 5 августа 2008 г. по 19 мая 2011 г. (2 года 9 месяцев 14 дней) - в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок в шахте в Частном производственном предприятии "Горняк-95", так как в соответствии с данными индивидуальной ведомости работа не квалифицирована как работа с особыми условиями труда;
- с 27 апреля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. (1 год 8 месяцев 4 дня) в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок в шахте в Частном производственном предприятии "Горняк-95", так как в соответствии с данными индивидуальной ведомости работа не квалифицирована как работа с особыми условиями труда;
- с 1 января 2014 г. по 31 марта 2015 г. (1 год 3 месяца) - в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок в шахте в Частном производственном предприятии "Горняк-95", так как отсутствуют данные, пользовались ли данные работники правом на льготное пенсионное обеспечение по законодательству Украины, а также отсутствуют данные об уплате страховых взносов, в том числе по дополнительному тарифу. Общая продолжительность специального стажа, не учтённого пенсионным органом, составила 6 лет 1 месяц 23 дня.
Также исключён из подсчёта страхового стажа, кроме прочих, спорный период работы истца с 18 марта 2002 г. по 1 декабря 2003 г. (1 год 8 месяцев 14 дней) в акционерном обществе "Десерт", так как не подтверждена уплата страховых взносов в компетентные органы Кыргызской Республики.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периодов работы истца c 18 марта 2002 г. по 1 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 15 марта 2005 г. в акционерном обществе "Десерт" (Кыргызская Республика), суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведёнными положениями законодательства, регулирующими порядок и условия назначения пенсии, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, исходил из отсутствия подтверждения уплаты страховых взносов в компетентные органы Кургызской Республики.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы Поповича С.И. 5 августа 2008 г. по 19 мая 2011 г, с 27 апреля 2012 г. по 31 декабря 2013 г, с 1 января 2014 г. по 31 марта 2015 г. в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок в шахте в Частном производственном предприятии "Горняк-95" (Украина), суд первой инстанции исходил из того, что представленные истцом документы не подтверждают льготный характер работы. В данных индивидуальной ведомости работа не квалифицирована как работа с особыми условиями труда, за период работы истца с 1 января 2014 г. по 31 марта 2015 г. в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок с полным рабочим днём в шахте на Частном производственном предприятии "Горняк-95" не представлены документы, подтверждающие уплату страховых взносов, в том числе по дополнительному тарифу, отсутствуют сведения, согласно которым данные работники пользовались правом на льготное пенсионное обеспечение по законодательству Украины.
Также суд первой инстанции усмотрел противоречия представленных истцом доказательств с данными индивидуальной ведомости о застрахованном лице, представленной работодателем в уполномоченные органы.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
При этом судебная коллегия отметила, что поскольку целью истца является не установление права на пенсию, а только увеличение размера пенсии, то в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых пенсиях" такой перерасчёт может быть произведён только с учётом страховых взносов, а не страхового стажа.
Принимая во внимание, что в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что включение в специальный стаж истца по Списку N 1 периодов его работы с 5 августа 2008 г. по 19 мая 2011 г, с 27 апреля 2012 г. по 31 декабря 2013 г, с 1 января 2014 г. по 31 марта 2015 г. в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок в шахте на частном производственном предприятии "Горняк-95" и в страховой стаж с 18 марта 2002 г. по 1 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 15 марта 2005 г. в акционерном обществе "Десерт", изменение размера пенсии не повлечёт, поскольку в целях определения расчётного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. После указанной даты в расчёт принимается сумма страховых взносов, начисленная работодателем застрахованному лицу, при этом сумма страховых взносов не зависит от характера выполнения работ. Поскольку в указанные периоды истец работал в других республиках, то, соответственно, страховые взносы уплачивались в пенсионный фонд тех республик, которые по законодательству Российской Федерации и международным соглашениям при расчёте пенсии в Российской Федерации не учитываются. Следовательно, спорные периоды, имевшие место после 1 января 2002 г, не влекут изменение размера пенсии истца и, как следствие, восстановление нарушенного (по мнению стороны истца) права, а потому оснований для удовлетворения заявленных Поповичем С.И. требований не имеется.
Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Разрешая настоящий спор, суды нижестоящих инстанций обоснованно руководствовались Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и законодательством Российской Федерации и пришли к правильному выводу о том, что при установлении права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств-участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, а с 1 января 2002 г. периоды работы в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 г. включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование, подтверждённые справкой компетентного органа государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Установив на основании совокупности исследованных доказательств, что характер работы истца в подземных условиях с 5 августа 2008 г. по 19 мая 2011 г, с 27 апреля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок с полным рабочим днём в шахте, в Частном производственном предприятии "Горняк" не подтверждён данными индивидуальной ведомости на Поповича С.И, за период работы истца с 1 января 2014 г. по 31 марта 2015 г. в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок с полным рабочим днём в шахте, в Частном производственном предприятии "Горняк" не представлены сведения компетентного органа об уплате страховых взносов, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Помимо этого, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно применены положения части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которой периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Установив также отсутствие надлежащих доказательств уплаты страховых взносов за период работы истца с 18 марта 2002 г. по 1 декабря 2003 г. в Акционерном обществе "Десерт", а именно справки, выданной органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж истца как периодов его работы с 18 марта 2002 г. по 1 декабря 2003 г. в Акционерном обществе "Десерт", так и периода с 1 января 2014 г. по 31 марта 2015 г. в качестве горнорабочего по ремонту горных выработок с полным рабочим днём в шахте, в Частном производственном предприятии "Горняк".
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
В силу статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать новые факты и правоотношения.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 28 февраля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 мая 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Поповича Сергея Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.