Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-701/2020, УИД 38RS0003-01-2019-005474-76 по иску Ведерникова Виктора Васильевича к Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Братску", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании распоряжения об отказе в назначении единовременной денежной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной денежной выплаты, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Братского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Григорьевой К.К, действующей на основании доверенности, участвующей в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Кировского районного суда г. Иркутска, поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Ведерникова В.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ведерников В.В. обратился в суд с иском к Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Братску", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании распоряжения об отказе в назначении единовременной денежной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной денежной выплаты.
В обоснование требований указал, что 21 февраля 2019 г. он предоставил документы, согласно списку, полученному ранее по телефону от представителя "Управления социальной защиты населения по городу Братску" ФИО12, для предоставления ему единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана. В последствии сотрудником Управления ему было сказано, что все сведения о нём направлены в Законодательное Собрание Иркутской области для решения данного вопроса, то есть выделения денежных средств. 15 ноября 2019 г. он узнал, что Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области постановило отказать в назначении "Единовременной денежной выплаты в связи с 30-летаем со дня вывода войск из Афганистана" распоряжением от 1 марта 2019 г. N.
2 декабря 2019 г. им было подано заявление о повторном рассмотрении заявления о "Единовременной денежной выплаты в связи с 30-летаем со дня вывода войск из Афганистана" с приложением ранее не востребованных документов, где он был признан инвалидом "данные изъяты" группы, заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, лётная должность: "данные изъяты".
Просил суд признать незаконным распоряжение об отказе в назначении единовременной денежной выплаты в связи с 30- летием со дня вывода войск из Афганистана, признать право на получение единовременной денежной выплаты.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 июня 2020 г, исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным Распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 1 марта 2019 г. N об отказе в назначении "Единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана". За Ведерниковым В.В. признано право на получение "Единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана".
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит отменить решение Братского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 июня 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ведерников В.В. проживает на территории Иркутской области.
21 февраля 2019 г. Ведерников В.В. обратился в ОГКУ "УСЗН по городу Братску" с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана, представив соответствующие документы.
Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 1 марта 2019 г. N Ведерникову В.В. отказано в назначении "Единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана", основанием для отказа послужило отсутствие доказательств наличия связи полученного заболевания с периодом службы во время ведения боевых действий на территории Афганистана.
2 декабря 2019 г. истец Ведерников В.В. вновь обратился к ответчику с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной выплаты, приложив дополнительно свидетельство о праве на льготы серии А N, выданное Ведерникову В.В. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г, копию справки Министерство социального обеспечения Белорусской ССР, справку серия Е N от ДД.ММ.ГГГГ о признании инвалидом "данные изъяты" группы.
Согласно ответу заместителя Министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО11 от 20 декабря 2019 г. со ссылкой на распоряжение министерства от 1 марта 2019 г, указано, что основания для выплаты Ведерникову В.В. единовременной выплаты как ветерану боевых действий, принимавшему участие в боевых действиях на территории Афганистана и ставшему инвалидом не позднее 15 февраля 2019 г. отсутствуют, в связи с отнесением его к категории инвалида боевых действий и реализации им мер социальной поддержки, установленных для данной категории.
Установлено, что истец Ведерников В.В. реализует своё право на меры социальной поддержки как лицо, относящееся к категории инвалид боевых действий, имеет удостоверение инвалида о праве на льготы серии XVI N, подтверждающее, что Ведерников В.В. является инвалидом "данные изъяты" группы и имеет льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны.
31 августа 1990 г. Ведерникову В.В. выдано свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции сослался на Указ Губернатора Иркутской области от 26 ноября 2018 г. N 239-уг "О предоставлении отдельным категориям граждан, проживающим на территории Иркутской области, единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана", положения статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", исходил из того, что Ведерников В.В, являясь военнослужащим, проходя военную службу, находился на территории Демократической Республики Афганистан в период с августа 1980 по сентябрь 1980 года, сентябрь 1981 года, принимал непосредственное участие в боевых действиях, имеет свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", обладает статусом ветерана боевых действий и имеет инвалидность, установленную не позднее 15 февраля 2019 г, следовательно относится к категории лиц - ветеранов боевых действий, принимавших участие в боевых действиях на территории Афганистана и ставших инвалидами не позднее 15 февраля 2019 г. и имеет право на получение единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Указом Губернатора Иркутской области от 26 ноября 2018 г. N 239-уг "О предоставлении отдельным категориям граждан, проживающим на территории Иркутской области, единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана" (вместе с "Положением о предоставлении отдельным категориям граждан, проживающим на территории Иркутской области, единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана") отдельным категориям граждан, проживающим на территории Иркутской области за счет средств областного бюджета, установлена единовременная денежная выплата в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана.
Пунктом 4 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан, проживающим на территории Иркутской области, единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана (далее также - Положение) предусмотрены категории граждан, проживающие на територии Иркусткой области, имеющие право на предоставление выплаты, втом числе в подпункте 1 пункта 4 поименованы инвалиды боевых действий, принимавшие участие в боевых действиях на территории Афганистана, из числа (далее - инвалиды боевых действий): военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы в период ведения боевых действий на территории Афганистана; лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в период ведения боевых действий на территории Афганистана; лиц, обслуживавших действующие воинские части Вооруженных Сил СССР, находившиеся на территории Афганистана, и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий на территории Афганистана.
В подпункте 2 пункта 4 указанного Положения (в ред. Указа Губернатора Иркутской области от 11 февраля 2019 г. N 29-уг) поименованы ветераны боевых действий, принимавшие участие в боевых действиях на территории Афганистана и ставшие инвалидами не позднее 15 февраля 2019 года, из числа (далее - ветераны боевых действий): военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в Афганистан органами государственной власти СССР и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Афганистане; военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащих лётного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; лиц (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР, находившихся на территории Афганистана в период ведения там боевых действий, получивших в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденных орденами или медалями СССР за участие в обеспечении боевых действий на территории Афганистана; лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавших установленный при направлении срок либо откомандированных досрочно по уважительным причинам.
В соответствии с пунктами 8, 9 Положения для предоставления выплаты гражданин или его представитель в период с 1 января по 30 июня 2019 года обращается с заявлением о предоставлении выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства, по месту жительства гражданина (далее соответственно - заявление, учреждение).
К заявлению прилагаются документы, в том числе, документ, подтверждающий факт прохождения военной службы в период ведения боевых действий на территории Афганистана (военный билет, либо справка военного комиссариата, воинского подразделения, архивной организации, либо трудовая книжка, содержащая запись о месте и периоде прохождения военной службы), - для граждан, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 4 настоящего Положения; документ, подтверждающий статус инвалида боевых действий (удостоверение инвалида о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих"), - для граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящего Положения; свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", - для ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в абзацах втором - четвертом подпункта 2 пункта 4 настоящего Положения (абзац 6 пункта 9); справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы либо врачебно-трудовой экспертной комиссией, - для граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящего Положения (абзац 8 пункта 9).
Установив, что Ведерников В.В. принимал непосрественное участие в боевых действиях на териитории Демократической Республики Афганистан в период с августа 1980 г. по сентябрь 1981 г, имеет свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", имеет инвалидность в связи с заболеванием, полученным в период исполнения им обязанности военной службы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что Ведерников В.В. обладает статусом ветерана боевых действий, следовательно имеет право на получение единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана как ветеран боевых действий, из числа лиц, указанных в абзаце 2 подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан, проживающим на территории Иркутской области, единовременной денежной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана, утверждённого Указом Губернатора Иркутской области от 26 ноября 2018 г. N 239-уг.
Доводы кассационной жалобы о том, что Ведерников В.В. является инвалидом боевых действий, а не ветераном боевых действий, в связи с чем не имеет права на получение единовременной выплаты в связи с 30-летием со дня вывода войск из Афганистана, несостоятельны.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определён круг лиц, относящихся к данной категории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г..N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3); военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; (подпункт 3 пункта 1 статьи 3); военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункт 4 пункта 1 статьи 3); лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий (подпункт 5 пункта 1 статьи 3); лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо
откомандированные досрочно по уважительным причинам (подпункт 6 пункта 1 статьи 3).
В приложении к названному федеральному закону приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее также - Перечень).
Согласно разделу третьему Приложения к настоящему Федеральному закону боевые действия в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года включены в перечень Государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Следовательно, лица, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане, признаются ветеранами боевых действий.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
В силу указанного, в качестве надлежащего документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" принимается свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 31 августа 1990 г. Ведерникову В.В. было выдано свидетельство серии А N на право пользования льготами, установленными Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 г, которым было предусмотрено предоставление военнослужащим социальных льгот.
На основании изложенного, свидетельство серии А N выданное истцу ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с действующим законодательством подтверждает наличие обстоятельств отнесения истца к категории ветеранов боевых действий и является надлежащим документом, подтверждающим право на получение предусмотренных законодательством мер социальной поддержки для данной категории граждан.
Приведённые в кассационной жалобе доводы, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применён судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.