Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Папушиной Н.Ю, Уфимцевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0007-01-2020-000098-77 по иску Ш.Н.О. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - Э.Д.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
Ш.Н.О. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого. В обоснование требований истцом указано, что он относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - С.Н.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец истца - Ш.О.И. умер ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время Ш.Н.О. включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером 1863, проживает по адресу: "адрес", ком. 418, и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
На основании изложенного истец просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории "адрес".
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 04 февраля 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 мая 2020 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 04 февраля 2020 г. отменено, принято новое решение об удовлетворении требований. На Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия возложена обязанность обеспечить Ш.Н.О. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в "адрес".
В кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - Э.Д.Б. изложена просьба об отмене апелляционного определения. По мнению автора жалобы, удовлетворяя исковые требования, суд второй инстанции ошибочно не учёл, что реализация Ш.Н.О. права на получение жилья возможна с момента наступления очередности; иное означало бы нарушение прав других лиц, включенных в список ранее истца.
Кроме того, судом апелляционной инстанции также не принято во внимание и то обстоятельство, что Ш.Н.О. в настоящее время обучается в высшем учебном заведении и находится на полном государственном обеспечении, что свидетельствует об отсутствии у истца нуждаемости в жилом помещении.
Не согласен податель жалобы и с возложением на ответчика обязанности обеспечить истца жилым помещением именно на территории "адрес", поскольку Ш.Н.О. принят на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Баргузинского района Республики Бурятия.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Ш.Н.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - С.Н.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Ш.О.И. умер ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке Администрации Советского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Ш.Н.О. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как имеющей статус лица, из категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В настоящее время Ш.Н.О. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", "адрес", в связи с обучением по очной форме обучения в ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет" и проживает в общежитии, предоставленном ему на время прохождения учебы.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 г. N 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение), которое устанавливает порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
При этом Федеральным законом N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия, то есть 18 лет, по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункта 1 статьи 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что хотя Ш.Н.О. достиг восемнадцати лет, но им не завершено обучение, связанное с получением профессионального образования. Он является студентом ФГБОУ ВО "БГУ" и находится на полном государственном обеспечении, что исключает возможность удовлетворения заявленного иска.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования, суд второй инстанции отметил, что само по себе прохождение профессионального обучения не исключает возможность предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ.
При этом суд апелляционной инстанции учёл, что федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
То обстоятельство, что в настоящее время истец продолжает обучение в образовательной организации профессионального образования не влияет на возможность реализации им права на предоставление жилого помещения, а лишь, как правильно отметил суд второй инстанции, определяет порядок осуществления такого права, что исключает возможность отказа в иске как отказа в защите права.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, отметил, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Поскольку в "адрес" Республики Бурятия истец не проживает, избрал местом своего жительства "адрес", а равно, учитывая, что по месту постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях Ш.Н.О. жилым помещением обеспечен не был, судебная коллегия республиканского суда пришла к выводу о возложении обязанности предоставить жилье именно на территории населенного пункта проживания лица, реализующего государственную социальную гарантию.
При этом переезд из "адрес" Республики Бурятия в "адрес" не может рассматриваться в качестве основания для лишения истца права на предоставление жилого помещения, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию мер социальной поддержки не может быть постановлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах Российской Федерации.
Учитывая изложенное, выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судом второй инстанции допущено не было.
Как усматривается из содержания кассационной жалобы, возражения её подателя сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судебной коллегией республиканского суда, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Следует отметить, что пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, допускается только как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований производства в данной стадии. Основаниями для отмены вступившего в законную силу акта суда могут быть только такие ошибки, допущенные в ходе предыдущего разбирательства и предопределившие исход дела, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов, защищаемых в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.
Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам заявителя не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судья
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - Э.Д.Б. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.