Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Гордиенко А.Л, Благодатских Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0032-01-2019-004235-25 по иску Урбагаев В.М. к Главному управлению Министерства внутренних дел Росси по Иркутской области о признании состоящим на жилищном учёте по кассационной жалобе Урбагаев В.М. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
Урбагаев В.М. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Иркутской области (далее - ГУ МВД РФ по ИО), требуя признать его состоящим на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование требований истцом указано, что он проходил службу в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен по состоянию здоровья; календарная выслуга на день увольнения составила 21 год 05 месяцев 28 дней.
По мнению истца, с ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием жилья у него и у членов его семьи. Сейчас с семьей в составе 4 человек Урбагаев В.М. проживает в "адрес", принадлежащей на праве собственности Мотодоевой О.Ф, общей площадью 62, 3 кв.м, в том числе жилой 39 кв.м. Кроме того, в данном помещении с момента рождения проживает его внук Урбагаев В.Д.
К настоящему моменту истец и члены его семьи не имеют жилых помещений в собственности. Жилых помещений либо компенсаций для приобретения жилья от органов государственной или муниципальной власти, либо от работодателя Урбагаев В.М. не получал.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче жилищного сертификата, приложив все необходимые документы, в том числе копию списка лиц, состоящих на учете на получение жилья по состоянию на март 2013 г.
ДД.ММ.ГГГГ Урбагаев В.М. получил письменный ответ с отказом в выдаче жилищного сертификата и разъяснениями о том, что для разрешения вопроса о выдаче жилищного сертификата необходим протокол заседания жилищной комиссии, которого нет в учетном деле. В этом же письме разъясняется право на обжалование отказа в судебном порядке для подтверждения права состоять на жилищном учете.
Истец полагает, что его право состоять на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ объективно подтверждается фактом включения его в список лиц, состоящих на учете на получение жилья по состоянию на март 2013 "адрес" жилищной комиссии в отношении него мог быть утрачен при передаче дел в ходе реорганизации подразделения, где проходил службу. Отсутствие протокола в учетном деле от него не зависит, организация хранения документов сотрудников возлагается на работодателя, то есть на ответчика.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 мая 2020 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 декабря 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Урбагаев В.М. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Автор жалобы полагает, что выводы судов основаны на недопустимом доказательстве - материалах дела N, которое было представлено суду первой инстанции в подлиннике, поскольку данное доказательство не отражает обстоятельства, связанные с заявленными истцом требованиями. Кроме того, податель жалобы не согласен с применением судами последствий пропуска срока исковой давности; считает, что данный срок должен исчисляться не ранее 2018 г, т.е. с момента получения ответа на запрос.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как правильно указал суд первой инстанции, на момент возникновения спорных правоотношений (1994 г.) действовал Жилищный кодекс РСФСР, утративший силу с 01 марта 2005 г.
В соответствии со статьей 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР (статье 49 ЖК РСФСР).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (далее - Примерные правила).
В соответствии с пунктом 8 Примерных правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
е) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади.
Пунктом 12 Примерных правил регламентировано, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).
На основании пункта 14 Примерных правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В силу пункта 15 Примерных правил учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, если в них включены граждане с нарушением правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме.
В Книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляются печатью (пункт 16 Примерных правил).
В соответствии с пунктом 17 Примерных правил на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Пунктом 19 Примерных правил регламентировано, что ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Положениями пункта 20 Примерных правил определено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
б) выезда на другое постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета.
О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.
Приказом МВД России от 18 марта 2003 г. N 169 (далее - Приказ N 169) утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов из семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Ведение учета осуществляется: хозяйственным управлением Службы тыла МВД России, секретарями ЖБК подразделений.
В силу пункта 9 Инструкции для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в ЖБК подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
ЖБК подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения.
Если к представленному протоколу необходимые документы в полном объеме не приложены, Хозяйственное управление возвращает его в соответствующую ЖБК подразделения с указанием конкретных причин возврата (пункт 10 Инструкции).
На основании пункта 11 Инструкции протоколы ЖБК подразделений рассматриваются на заседании Центральной комиссии, которая принимает сотрудников (работников) на учет либо отказывает в принятии их на учет.
О принятом Центральной комиссией решении ЖБК подразделений уведомляются в письменной форме. Об этом решении ЖБК подразделений должны ознакомить соответствующих сотрудников (работников) под роспись.
В случае несогласия с принятым решением сотрудники (работники) вправе обжаловать его в установленном порядке.
Согласно пункту 12 Инструкции учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
На каждого сотрудника (работника), принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, послужившие основанием для принятия на учет. При этом оригиналы указанных документов хранятся в Хозяйственном управлении, а их копии - в ЖБК подразделений (пункт 14 Инструкции).
В силу пункта 15 Инструкции ежегодно в сроки, устанавливаемые Центральной комиссией, Хозяйственное управление совместно с ЖБК подразделений проводит перерегистрацию сотрудников (работников), состоящих на учете, в ходе которой, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетные дела сотрудников (работников).
Списки сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утверждаются Центральной комиссией ежегодно после проведения перерегистрации (пункт 21 Инструкции).
В соответствии с п. 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утв. Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 (далее - Положение), постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В силу пункта 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7 Положения).
Из анализа приведенных норм закона следует, что постановка сотрудника в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий носит заявительный характер по месту службы. Учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Единый список утверждается в январе каждого года, а право состоять на учете сохраняется за сотрудниками до получения ими жилого помещения.
При этом на каждого сотрудника, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, послужившие основанием для принятия на учет. Оригиналы указанных документов хранятся в Хозяйственном управлении, а их копии - в ЖБК подразделений.
Судами установлено, что Урбагаев В.М. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в период с 1993 г. по 2013 г.; приказом ГУ МВД РФ по ИО от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ адвокат Якимов И.Н. в интересах Урбагаев В.М. обратился в ГУ МВД РФ по ИО с запросом, в котором просил сообщить, состоял ли Урбагаев В.М. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо в качестве имеющего права на единовременную социальную выплату.
По результатам рассмотрения запроса дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Урбагаев В.М. не состоит. Также в ответе сообщено, что Урбагаев В.М. значится в списках сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих жилья, с ДД.ММ.ГГГГ Протокол заседания жилищной комиссии, подтверждающий факт постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствует.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД РФ по ИО рассмотрен запрос представителя Урбагаев В.М. - Якимов И.Н. по вопросу получения государственного жилищного сертификата, в ответе на который разъяснено, что основанием для постановки на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений, служит протокол (выписка) заседания жилищной комиссии. В связи с произошедшей реорганизацией СОБР ГУ МВД РФ по ИО и включением в состав Управления Росгвардии по "адрес", документы жилищно-бытовой комиссии СОБР переданы в ЦЖБК ГУ МВД РФ по ИО. В учетном деле протокол заседания жилищно-бытовой комиссии о постановке Урбагаев В.М. на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений, отсутствует.
В подтверждение заявленных требований о признании состоящим на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ истцом представлены сведения индивидуального учета сотрудников СОБР ГУ МВД РФ по ИО, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечения их жилой площадью, утвержденного командиром СОБР ГУ МВД России по ИО ДД.ММ.ГГГГ
В данном индивидуальном учете под N значится Урбагаев В.М, дата принятия на учет - ДД.ММ.ГГГГ
Отвергая данное доказательство в качестве достоверного и допустимого, суды сослались на материалы учётного дела Урбагаев В.М, в котором имеется рапорт истца от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Из содержания данного документа усматривается, что Урбагаев В.М. обратился к командиру ИПИСМ УВД "адрес", просил рассмотреть вопрос о постановке на очередь на получение жилья, состав семьи: жена Урбагаева О.А, сын - Урбагаев М.В, дочь - Урбагаева Е.В. При этом каких-либо документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, как того требовал пункт 12 Примерных правил, вместе с рапортом Урбагаев В.М. не представлял. Соответствующее решение по рапорту от ДД.ММ.ГГГГ о постановке Урбагаев В.М. на учет в учетном деле отсутствует.
В 2006 г. Урбагаев В.М. обратился к командиру ОМСН КМ ГУВД по "адрес" с рапортом о восстановлении в очереди на получение жилья с 1994 г. В рапорте истец указал, что им был написан рапорт при поступлении на службу в ПНПС. При переводе на службу в СОБР УБОП он передал документы в ЖБК УБОП при УВД; документы были утеряны.
При подаче рапорта о восстановлении в очереди на получение жилья документов согласно пункту 9 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, Урбагаев В.М. также не представил.
Согласно выписке из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии ОМСН КМ ГУВД по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ комиссией заслушана информация о том, что в жилищно-бытовую комиссию ОМСН обратился Урбагаев В.М, который принес справку из полка ППС о том, что при службе в полку ПС он состоял в очереди на получение жилья с 1994 "адрес" переводе на службу в СОБР УБОП при УВД "адрес" в 1997 г. он передал документы в ЖБК УБОП при УВД "адрес", но его рапорт был утерян.
По результатам заседания жилищно-бытовой комиссией ОМСН КМ постановлено ходатайствовать перед ЖБК КМ ГУВД по "адрес" о восстановлении в очереди на получение жилья майора милиции ОМСН КМ ГУВД по "адрес" Урбагаев В.М.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. командира ОМСН КМ ГУВД по "адрес" в адрес председателя ЖБК КМ ГУВД по "адрес" направлено ходатайство, согласно которому руководство отряда милиции специального назначения КМ ГУВД по "адрес" ходатайствовало о восстановлении в очереди на получение жилья майора милиции Урбагаев В.М. с марта 1994 г.
Сведений о принятии решения по данному ходатайству и восстановлении Урбагаев В.М. в очереди на получение жилья в учетном деле не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что в подлиннике дела N, содержащего списки сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилой площади, сведений об Урбагаев В.М. как о лице, обращавшемся за постановкой на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, включении в Списки очередников в установленном законом порядке, заведении учетного дела не имеется. В период службы с данным вопросом к руководству ОБППСП или в жилищно-бытовую комиссию ОБППСП Урбагаев В.М. не обращался. При этом, несмотря на наличие обращения жилищно-бытовой комиссии с ходатайством о восстановлении в очереди нуждающихся, сведений о положительном разрешении данного ходатайства материалы учётного дела не содержат.
Кроме того, разрешая заявленные требования, суды применили последствия пропуска срока исковой давности, полагая, что о нарушении своего права истец в любом случае узнал не позднее 2006 г, т.е. даты обращения с рапортом о восстановлении на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", если в ЖК РФ не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ, статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности.
Принимая во внимание обращение истца в 2006 г. с рапортом о восстановлении в очереди на получение жилья с 1994 г, суды правомерно учли, что о нарушении своего права истец узнал не позднее даты обращения с рапортом. Вместе с тем, с иском в суд Урбагаев В.М. обратился лишь в сентябре 2019 г, т.е. по истечении 13 лет с момента, когда ему стало известно о нарушении своего права.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием к отмене по сути верных судебных постановлений. Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Другие доводы заявителя сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и не могут быть приняты во внимание, поскольку такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения по сути правильного вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств, свидетельствующих о принятии судом неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Урбагаев В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.