Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело делу N 2-121/2020, УИД 38RS0029-01-2019-002181-41 по иску Свидерской Тамары Илларионовны к Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" об отмене решения, возложении обязанности определить размер средств на проведение ремонта жилого дома, принять решение выделить средства на ремонт жилого дома, внести новую информацию в реестр получателей средств, по кассационной жалобе Свидерской Тамары Илларионовны на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свидерская Т.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району") об отмене решения, возложении обязанности определить размер средств на проведение ремонта жилого дома, принять решение выделить средства на ремонт жилого дома, внести новую информацию в реестр получателей средств.
В обоснование требований Свидерская Т.И. указала, что является вдовой военнослужащего и имеет право в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" получить меру социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на ремонт жилого дома как одиноко проживающая, исходя из норм площади равной 33 кв.м. Ответчик при определении размера выплаты исходил не из 33 кв.м, а из 16 кв.м, учитывая С.С.П, ДД.ММ.ГГГГ рождения, который не имеет права на получение такой выплаты, но зарегистрирован в жилом доме по адресу: "адрес", принадлежащем Свидерской Т.И. на праве собственности.
С учётом уточнений Свидерская Т.И, просила суд отменить решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" о назначении единовременной выплаты на обеспечение проведения ремонта жилого дома в размере 132 925, 28 руб, возложить обязанность определить размер средств на проведение ремонта жилого дома выдаваемых из Федерального бюджета исходя из нормы общей площади жилого дома на одиноко проживающего гражданина 33 кв.м, принять решение о выделении средств в размере 263 455, 50 руб, обязать ответчика внести новую информацию в реестр получателей средств на проведение ремонта.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 июня 2020 г, исковые требования Свидерской Т.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Свидерская Т.П. просит отменить решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 июня 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району", Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Свидерская Т.П. является собственником жилого дома, общей площадью 33, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", унаследовав долю в праве общей совместной собственности на жилой дом после смерти супруга С, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, свидетельством о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемым пережившему супругу, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.
Согласно справке военного комиссариата г. Шелехова N от 7 октября 2019 г. Свидерская Т.И, вдова подполковника в отставке, умершего, проживающая по адресу: "адрес", имеет право на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего, потерявшим кормильца, в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с 6 марта 2019 г.
Из поквартирной карточки на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", следует, что в указанном жилом помещении зарегистрирован с 15 августа 2007 г. по 10 августа 2016 г. и с 10 июня 2018 г. по настоящее время С.С.П. - сын собственников.
Согласно уведомлению N от 24 октября 2019 г. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району", Свидерской Т.И. назначено обеспечение проведения ремонта индивидуального жилого дома в размере 132 925, 28 руб.
Согласно решению ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Шелеховскому району" N, Свидерской Т.И. на основании распоряжения Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от 24 октября 2019 г. N, назначено обеспечение проведения ремонта индивидуального жилого дома в размере 132 925, 28 руб.
7 ноября 2019 г. Свидерская Т.И. обратилась в Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о разъяснении расчёта размера выплаты.
6 декабря 2019 г. Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области Свидерской Т.И. предоставлены разъяснения о том, что расчёт осуществлён на семью, состоящую из двух человек, из нормы общей площади 42 кв.м, но не более фактической площади жилья, так как общая площадь жилья составляет 33, 3 кв.м, доля на каждого члена семьи составляет 16, 65 кв.м, х 7 983, 50 руб. (средняя стоимость ремонта 1 кв.м, в Иркутской области) = 132 925, 28 руб. - размер средств, предусмотренный на проведение ремонта жилого дома.
Разрешая спор и отказывая Свидерской Т.И. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, положения статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации пришёл к выводу, что ОГКУ "УСЗН по Шелеховскому району" расчёт размера средств на проведение ремонта жилого дома, выделяемых из федерального бюджета произведён верно, исходя из нормы жилой площади 42 кв.м, как на семью, состоящую из двух человек, но не более фактической площади жилого дома (33, 3 кв.м), с учётом сына истца С.С.П, зарегистрированного по адресу: "адрес", являющегося членом семьи собственника данного жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы о том, что Свидерская Т.И. относится к категории одиноко проживающего гражданина, поскольку совместно со С.С.П. не зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", сын С.С.П. не относится к членам семьи погибших (умерших) военнослужащих, не имеет права на получение средств на проведение ремонта, повторяют позицию истца, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях.
Меры социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, определены в статье 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
К числу таких мер относится ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.
Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац третий пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца (далее также - Правила).
Названные Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах (абзац второй пункта 1 Правил).
Право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, согласно пункту 2 Правил имеют члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы); члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более; члены семей лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации либо органах внутренних дел; члены семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах.
В пункте 3 Правил указаны члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, которые имеют право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов. Среди них вдовы (вдовцы) погибших (умерших) военнослужащих, за исключением вступивших в новый брак (подпункт "а" пункта 3 Правил).
Члены семей принимают решение о необходимости проведения ремонта жилых домов добровольно и могут реализовать своё право на проведение ремонта за счёт средств федерального бюджета 1 раз в 10 лет (пункт 4 Правил).
Исходя из приведённых нормативных положений право на получение 1 раз в 10 лет средств, выделяемых из федерального бюджета на ремонт жилого дома, имеют члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, в числе которых вдовы (вдовцы) военнослужащих, за исключением тех вдов (вдовцов), которые вступили в новый брак, проживающие в принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домах, то есть домах, не относящихся к жилым домам государственного и муниципального жилищных фондов, а также к жилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах.
Пунктом 5 Правил определено, что расчёт размера средств на проведение ремонта индивидуального жилого дома приведён в приложении N 1.
Размер таких средств определяется исходя из норм общей площади жилого дома в расчёте на членов семьи и стоимости ремонта 1 кв.м общей площади жилого дома по субъекту Российской Федерации (пункт 1 Приложения N 1 к Правилам от 27 мая 2006 г. N 313).
Согласно пункту 6 Правил норма общей площади жилого дома для расчёта размера средств на проведение ремонта составляет: 33 кв. метра - на одиноко проживающего гражданина; 42 кв. метра - на семью, состоящую из 2 человек; по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 8 Правил для получения средств на проведение ремонта члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи в том числе выписку из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом доме.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Установив, что в индивидуальном жилом доме, принадлежащем на праве собственности Свидерской Т.И, зарегистрирован и проживает сын истицы С.С.П, который применительно к жилищным правоотношениям является членом семьи Свидерской Т.И, ответчик обоснованно учитывал С.С.П. при определении нормы жилой площади, что прямо предусмотрено пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, согласно которому норма общей площади индивидуального жилого дома, определяется с учётом количества граждан, постоянно или преимущественно проживающих в качестве собственников либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в доме, в котором они зарегистрированы по месту жительства.
То обстоятельство, что Свидерская Т.И. не состоит на регистрационном учёте в принадлежащем ей на праве собственности индивидуальном жилом доме, само по себе выводы судов нижестоящих инстанций о том, что С.С.П. является членом семьи Свидерской Т.И. не опровергает, поскольку проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение С.С.П. в качестве члена своей семьи.
При этом, как следует из выше приведённых нормативных положений, право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на ремонт жилого дома, имеют члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, в числе которых вдовы (вдовцы) военнослужащих, проживающие в принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домах. Следовательно, обращаясь за получением средств на проведение ремонта спорного жилого дома Свидерская Т.И. подтвердила своё проживание в указанном доме.
Кроме того в справке о праве на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего потерявшим кормильца N от 7 октября 2019 г. указано, что Свидерская Т.И. имеет право на получение средств на проведения ремонта индивидуального жилого дома, как проживающая по адресу: "адрес".
Доводы в кассационной жалобе о том, что С.С.П. не относится к членам семьи военнослужащего, потерявшим кормильца, не имеет право на получение средств на проведение ремонта, в связи с чем не подлежит учёту при расчёте нормы общей площади индивидуального жилого дома, основаны на ошибочном толковании приведённых норм материального права, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Свидерской Тамары Илларионовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.