Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А. рассмотрел гражданское дело N 22MS0097-01-2020-000654-53 (2-366/2020) по иску прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Пастухова В.С. к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" о взыскании незаконно удержанной суммы компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работником, по кассационным жалобам краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", Министерства социальной защиты Алтайского края на решение и.о. мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 16 апреля 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 26 июня 2020 г., определил:
прокурор Новичихинского района Алтайского края обратился к мировому судье с иском в интересах Пастухова В.С. к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" (далее - КГКУ "Управлением социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам") о взыскании незаконно удержанной суммы компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работником.
В обоснование требований прокурор указал, что в прокуратуру Новичихинского района поступило обращение Пастухова В.С. о нарушении КГКУ "Управлением социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" законодательства при предоставлении ему мер социальной поддержки как педагогическому работнику. До 11 января 2018 г. Пастухов В.С. был зарегистрирован по адресу: "адрес" работал в МБОУ "Новичихинская СОШ" учителем физкультуры, получал ежемесячную денежную компенсацию. После указанной даты сменил место регистрации на "адрес", продолжая работать в должности учителя физкультуры в МБОУ "Новичихинская СОШ". О смене регистрации Пастухов В.С. не сообщил в КГКУ "Управлением социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", продолжил получать ежемесячную денежную компенсацию.
4 октября 2018 г. и 23 октября 2018 г. Пастухов В.С. получил письма из КГКУ "Управлением социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", в которых указывалось на необходимость возврата ежемесячно денежной компенсации за период с 1 февраля 2018 г. по 31 августа 2018 г. в связи нарушением им пункта 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, выразившимся в несообщении о смене места регистрации, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края oт 30 марта 2017 г. N 103.
29 октября 2018 г. Пастухов В.С. написал заявление в КГКУ "Управлением социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", согласно которому излишне выплаченную сумму 13 300 руб. за период с 1 февраля 2018 г. по 31 августа 2018 г. просил удерживать в размере 50% в месяц за счет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации. Всего в результате незаконных удержаний Пастухов В.С. не получил 13 300 руб.
Прокурор Новичихинского района Алтайского края, действующий в интересах Пастухова В.С. просил суд взыскать с КГКУ "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому району" в пользу Пастухова В.С. незаконно удержанные денежные средства в размере 13 300 руб. за счет средств краевого бюджета.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 16 апреля 2020 г. исковые требования удовлетворены, взысканы с КГКУ "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" за счет казны Алтайского края в пользу Пастухова В.С. незаконно удержанные денежные средства в размере 13 300 руб.
Апелляционным определением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 26 июня 2020 г. решение и.о. мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 16 апреля 2020 г. оставлено без изменения.
КГКУ "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", Министерство социальной защиты Алтайского края обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, в которых поставили вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
На кассационные жалобы и.о. прокурора Новичихинского района Алтайского края Трусовым В.С. поданы письменные возражения.
Судьёй Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А. 26 августа 2020 г. возбуждено производство по жалобам, кассационные жалобы согласно части 4 статьи 7, части 4 статьи 333, части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначены для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб и возражений на нее, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что до 11 января 2018 г. Пастухов В.С. был зарегистрирован по адресу: "адрес", работал в МБОУ "Новичихинская СОШ" учителем физкультуры, получал ежемесячную денежную компенсацию. После указанной даты сменил место регистрации на "адрес", продолжая работать в должности учителя физкультуры в МБОУ "Новичихинская СОШ". О смене регистрации Пастухов В.С. не сообщил в Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам, продолжил получать ежемесячную денежную компенсацию.
4 октября 2018 г. и 23 октября 2018 г. Пастухов В.С. получил письма из из КГКУ "Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", в которых указывалось на необходимость возврата ежемесячной денежной компенсации за период с 1 февраля 2018 г. по 31 августа 2018 г. в связи с нарушением им пункта 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, выразившимся в несообщении о смене места регистрации, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103.
29 октября 2018 г. Пастухов В.С. написал заявление в КГКУ "Управлении социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", согласно которому излишне выплаченную сумму 13 300 руб. за период с 1 февраля 2018 г. по 31 августа 2018 г. просил удерживать в размере 50% в месяц за счет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации. Всего в результате незаконных удержаний Пастухов В.С. не получил 13 300 руб.
Также установлено, что, несмотря на изменение места жительства, Пастухов В.С. не утратил право на получение компенсации. Пастухов В.С. постоянно работал и работает в настоящее время учителем в МБОУ "Новичихинская СОШ", расположенном по адресу: "адрес", то есть по своему статусу в спорный период являлся педагогом, работающим в сельской местности.
Адреса проживания Пастухова В.С. в "адрес" "адрес" и "адрес" относятся к сельской местности, находящейся в пределах одного муниципального района.
Разрешая спор, мировой судья, ссылаясь на статью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 47 Федерального закона "Об образовании", статьи 1, 3 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N88-ЗС пришел к выводу, что спорная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет казны Алтайского края.
Оставляя решение мирового судьи без изменения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правильном применении норм права.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что следует согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 56-О указано, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края N 88-ЗС.
Согласно статье 1 названного закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
В соответствии с пунктом 2 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, отопления или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно абзацу первому пункта 5 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.
Пунктом 25 Правил от 30 марта 2017 г. установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.
Суды пришли к верному выводу, что, несмотря на изменение места жительства, Пастухов В.С. не утратил право на получение компенсации. Пастухов В.С. постоянно работал и работает в настоящее время учителем в МБОУ "Новичихинская СОШ", расположенном по адресу: "адрес", то есть по своему статусу в спорный период являлся педагогом, работающим в сельской местности.
Адреса проживания Пастухова В.С. в Новичихинском районе Алтайского края по "адрес" относятся к сельской местности, находящейся в пределах одного муниципального района.
Изменение места жительства, площадь жилых помещений не влияют на размер компенсации, которая выплачивается в твердой денежной сумме.
Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела, выводы судов о том, что ответчик не утратил право на получение компенсации, проживал и работал в сельской местности, изменение места жительства в пределах одного района не повлекло необоснованного получения ответчиком денежных средств, подтверждается установленными судами обстоятельствами.
Суды пришли к обоснованному выводу, что в спорный период Пастухов В.С. не утратил право на компенсацию, несмотря на то обстоятельство, что он своевременно не сообщил об изменении места жительства, которое также относится к сельской местности.
Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены решения мирового судьи, апелляционного определения.
Результаты оценки доказательств судами приведены в судебных актах в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают нарушений судом первой и апелляционной инстанций, влекущих отмену обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 16 апреля 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 26 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Судья И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.