Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Колпаковой А.В., судей Анфаловой Е.В., Рассказовой Г.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сапожниковой А.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании, административное дело (УИД 30OS0000-01-2020-000087-50) по апелляционной жалобе Бочарникова Андрея Валерьевича
на решение Астраханского областного суда от 16 апреля 2020 г. об отказе в удовлетворении административного иска Бочарникова Андрея Валерьевича о признании не действующими с момента принятия подпункта 3.3 пункта 3, абзацев 2, 3, 4, 5 подпункта 10.2 пункта 10 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 4 апреля 2020 г. N 201-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 г. N 159-р", подпункта 3.2 пункта 3, абзацев 7, 8, 9, 10 пункта 15 Правил поведения обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 г. в действующей редакции, Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, объяснения представителя административных ответчиков Правительства Астраханской области и Губернатора Астраханской области Музалевской О.А, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, судебная коллегия
установила:
30 января 2020 г. по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Астраханской области были приняты следующие нормативные правовые акты: Распоряжение Губернатора Астраханской области N 159-р от 17 марта 2020 г, с последующими внесенными в него изменениями (далее -Распоряжение Губернатора N 159-р), в силу которого на территории Астраханской области введен режим повышенной готовности в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением на территории Астраханской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Постановление Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. N 148-П "О мерах по обеспечению санитарного-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с изменениями, внесенными постановлением от 11 апреля 2020 г. N 155-П, которым утверждены Правила поведения, обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области (далее - Правила поведения).
Подпунктом 3.2 пункта 3 Правил поведения, обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. N 148-П с последующими изменениями, внесенными постановлением Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 г. N 155-П, установлено, что граждане обязаны соблюдать режим самоизоляции по месту проживания (пребывания), в том числе в жилых и садовых домах, и не покидать места проживания (пребывания), не осуществлять передвижение по территории Астраханской области, в том числе с использованием транспортных средств, за исключением случаев:
- обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
- следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая допустима в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы) в соответствии с Распоряжением Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 г. N 190-р "О специальных пропусках, выдаваемых в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области" (далее - распоряжение Губернатора) в случае наличия служебного удостоверения либо иного документа, подтверждающего осуществление профессиональной (служебной) деятельности, - у лиц, указанных в пункте 1 перечня лиц, осуществляющих передвижение по территории Астраханской области в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина), утвержденного распоряжением Губернатора;
-специальных пропусков, выдаваемых в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области, - у лиц, указанных в пункте 2 перечня лиц, осуществляющих передвижение по территории Астраханской области в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина), утвержденного распоряжением Губернатора;
- осуществления деятельности, которая связана с передвижением по территории Астраханской области и допустима в соответствии с перечнем организаций, на которые не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденным настоящим Постановлением, при наличии у работников этих организаций специальных пропусков, выдаваемых в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области;
- осуществления деятельности волонтерского движения, указанного в пункте 17 настоящих Правил;
- осуществления прогона, выпаса сельскохозяйственных животных чабанами, пастухами;
- осуществления длительных разовых/периодических поездок по территории Астраханской области по специальным пропускам, выдаваемым в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области;
- следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена, осуществления выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 м от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов без специальных пропусков, выдаваемых в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области.
Передвижение несовершеннолетних допускается только в сопровождении родителей или иных законных представителей.
Абзацами 7, 8, 9, 10 пункта 15 Правил поведения и абзацами 2, 3, 4, 5 подпункта 10.2 пункта 10 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 г. N 189-р (в окончательной редакции от 4 апреля 2020 г.) временно приостановлена:
- работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов (данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций);
- работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в настоящем постановлении, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки;
- работа салонов красоты, парикмахерских, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки;
- оказание стоматологических услуг, за исключением заболеваний и состояний, требующих оказания стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме.
Бочарников А.В. с учётом представленных уточнений обратился с административным иском о признании недействующими подпункта 3.3 пункта 3, абзацев 2, 3, 4, 5 подпункта 10.2 пункта 10 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 4 апреля 2020 г. N 201-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 года N 159 - р", а также подпункта 3.2 пункта 3, абзацев 7, 8, 9, 10 пункта 15 Правил поведения.
По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения приняты Губернатором и Правительством Астраханской области с нарушением предоставленных полномочий, в отсутствие законных оснований для ограничения права граждан на свободу передвижение, поскольку административные ответчики не вправе были вводить чрезвычайное положение на части территории Российской Федерации.
Решением Астраханского областного суда от 16 апреля 2020 г. административное исковое заявление Бочарникова А.В. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Бочарников А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы сослался на основания аналогичные основаниям, приведенным в административном иске.
На апелляционную жалобу поданы возражения представителем Правительства Астраханской области и Губернатора Астраханской области, представителем Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, в которых указано на законность и обоснованность судебного акта.
В суд апелляционной инстанции не явились - Бочарников А.В, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области, извещены надлежащим образом, в деле имеются уведомления.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
В апелляционной инстанции, допрошенная посредством видеоконференц связи при содействии Астраханского областного суда представитель Правительства Астраханской области и Губернатора Астраханской области Музалевская О.А, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора, проанализировав в соответствии с требованиями пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами предусмотрен главой 21 КАС РФ, в силу положений части 1 статьи 208 которого, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные, в том числе пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 данного Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Как следует из материалов дела, часть требований административного истца Бочарникова А.В, заявленных им в настоящем административном иске связана с оспариванием подпункта 3.2 пункта 3, абзацев 7, 8, 9, 10 пункта 15 Правил поведения.
Вступившим в законную силу решением Астраханского областного суда от 28 апреля 2020 г. отказано в удовлетворении коллективного административного иска, поданного, лицом представляющим интересы группы Ломакиным Дмитрием Михайловичем о признании не действующим некоторых положений нормативных правовых актов, включая положения пунктов 3, 15 "Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области", утвержденных Постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. N 148-П "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 г. N 155-П), частью которых являются обжалуемые Бочарниковым А.В. подпункт 3.2 пункта 3, абзацы 7, 8, 9, 10 пункта 15 Правил поведения.
Как следует из содержания решения от 28 апреля 2020 г. оспариваемые положения были признаны соответствующим федеральному законодательству и не нарушающими права и охраняемые законом интересы граждан.
Согласно апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 июля 2020 г. была проверена законность оспариваемых нормативных правовых актов и вышеуказанное решение в данной части оставлено без изменения.
При изложенных обстоятельствах, производство по делу в данной части подлежит прекращению, так как в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ самостоятельным основанием для прекращения производства по делу является вступившее в законную силу решение суда от 28 апреля 2020 г, оставленное без изменения апелляционным определением от 27 июля 2020 г.
Что касается проверки доводов апелляционной жалобы Бочарникова А.В. в оставшейся части административного иска, то судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из части 8 статьи 213 КАС РФ к обстоятельствам подлежащим обязательному выяснению при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру их принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
Согласно Уставу Астраханской области исполнительную власть вАстраханской области осуществляют возглавляемое Губернатором Астраханской области Правительство Астраханской области и иные исполнительные органы государственной власти Астраханской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законом Астраханской области.
Губернатор Астраханской области является высшим должностным лицом Астраханской области (статья 22), в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению на территории Астраханской области (часть 2 статьи 23).
Правительство Астраханской области, возглавляемое Губернатором Астраханской области, является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области, принимает акты в форме постановлений и распоряжений, обеспечивает их исполнение (статья 26 Устава, часть 1 статьи 27 Закона Астраханской области N 42/2009-03 от 5 июня 2009 г. "О Правительстве Астраханской области").
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" или первое размещение (опубликование) полного текста нормативного правового акта на официальном интернет-портале.
Изучив предоставленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, исходя из норм федерального законодательства, в силу которых, разработка и реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий связанных с угрозой возникновения на территории Астраханской области чрезвычайной ситуации, в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, относится к полномочиям Губернатора Астраханской области и возглавляемого им Правительства, судебная коллегия соглашается с выводами суда, что акты были приняты в пределах полномочий, с соблюдением установленного порядка, в соответствующей закону форме.
Проверяя порядок вступления в силу и опубликования оспариваемых актов, суд верно признал их соблюдение, исходя из доказательств, размещения нормативных актов на официальном интернет-портал правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://www.pravo-astrobl.ru и руководствуясь Законом Астраханской области от 10 апреля 2012 г. N 18/2012-03 "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области", в силу статьи 15 которого нормативные правовые акты, подлежат опубликованию в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области", размещению (опубликованию) в сетевом издании, определенном Правительством Астраханской области (Официальный интернет-портал правовой информации органов государственной власти Астраханской области www.pravo- astrobl.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Исследуя соответствие оспариваемых нормативных актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом первой инстанции правильно истолкованы и применены положения действующего в настоящее время законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а именно - нормы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее- Федеральный закон. N 68-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее -Указ N 206), Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 239), Устава Астраханской области, Закона Астраханской области N 42/2009-03 от 5 июня 2009 г. "О Правительстве Астраханской области".
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон N 68-ФЗ.
Действие приведённого закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).
Согласно Указу N 206 и Указу N 239 Президентом Российской Федерации поручено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с четом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Начиная с 1 апреля 2020 г. распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, которые в данном случае были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 и предусматривали, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Также Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон N 68-ФЗ, в силу которых при введении на территории конкретного субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, региональные органы государственной власти принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11); принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у" пункта 1 статьи 11); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона. (подпункт "ф" пункта 1 статьи 11).
Таким образом, из совокупного анализа вышеуказанных норм следует, что выводы суда первой инстанции относительно полномочности ответчиков на принятие оспариваемых нормативных правовых актов являются правильными. Согласно вышеизложенных норм правового регулирования, при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, вводится режим повышенной готовности. При его введении постановлением Правительства Российской Федерации устанавливаются, в том числе обязательные для исполнения гражданами правила поведения. Во исполнение федеральных нормативных актов при угрозе возникновения на определенной территории чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, соответствующие нормативные акты могут приниматься на региональном уровне.
Не состоятельны ссылки апеллятора и на нарушение положений Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", поскольку нормативно правовые акты, предусматривающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при введении чрезвычайного положения, не регулируют спорные правоотношения, так как оспариваемые нормативные правовые акты приняты в связи с введением режима повышенной готовности, который имеет самостоятельное правовое определение и не тождественен режиму чрезвычайного положения.
Указанное подтверждается пунктом 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ согласно которого органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в одном из следующих режимов: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Исходя из изложенного, доводы автора апелляционной жалобы о превышении Губернатором Астраханской области и возглавляемым им Правительством предоставленных полномочий подлежат отклонению.
Ссылки административного истца в апелляционной жалобе на то, что действующее законодательство исключает право Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области ограничивать право граждан на передвижение, также не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку являются ошибочными.
Как следует из представленных доказательств и установленных обстоятельств, административным ответчиком, режим чрезвычайного положения на территории Астраханской области не вводился, а были введены в пределах установленных полномочий, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, отдельные ограничительные мероприятия, предусматривающие в силу статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ, в том числе, особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Исходя из буквального содержания, оспариваемые региональные нормы, направлены не на установление режима чрезвычайного положения, а на урегулирование правоотношений, предусматривающих условия функционирования отдельных объектов хозяйственной деятельности и возможности нахождения и передвижения отдельных категорий граждан вне места их проживания (пребывания) в период действия режима повышенной готовности в Астраханской области. При этом, следует иметь ввиду, что каких-либо ограничений альтернативных (бесконтактных) способов ведения бизнеса, дистанционного участия в трудовой и социальной жизни оспариваемые нормы не содержат.
Доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, фактически были предметом рассмотрения судом в ходе судебного производства, новых оснований для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов административным истцом в апелляционной жалобе не представлено.
Выводы суда должным образом мотивированы и основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым, как видно из содержания обжалуемого судебного акта, дана надлежащая, отвечающая правилам статьи 84 КАС РФ, правовая оценка. Оснований не согласиться с ними и подвергать их сомнению у судебной коллегии не имеется.
Все необходимые подтверждающие документы и доказательства были представлены сторонами и исследованы в ходе судебного заседания, судом им был дан надлежащий и полный анализ, нормы материального и процессуального права в ходе административного судопроизводства были полностью соблюдены.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Астраханского областного суда от 16 апреля 2020 г. - отменить в части требований о признании недействующими подпункта 3.2 пункта 3, абзацев 7, 8, 9, 10 пункта 15 Правил поведения обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. N 148-П с последующими изменениями, внесенными постановлением Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 г. N 155-П, производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Бочарникова Андрея Валерьевича без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.