Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Анфалова Е.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Маргиева В.С. на определение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 мая 2020 г. о возвращении административного искового заявления Маргиева В.С. к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости (N9а-8/2020, УИД 15OS0000-01-2020-000055-36), установил:
Маргиев В.С. обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Определением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 апреля 2020 г. административное исковое заявление Маргиева В.С. оставлено без движения, предоставлен срок для устранения недостатков до 20 мая 2020 г.
Определением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 мая 2020 г. административное исковое заявление возвращено Маргиеву В.С.
В частной жалобе Маргиев В.С. просит определение от 21 мая 2020 г. отменить, в обоснование доводов частной жалобы ее подателем указано, что определение от 20 апреля 2020 г. получено им не было, в связи с чем он был лишен возможности устранить недостатки либо обжаловать определение об оставлении административного искового заявления без движения. Судом не учтено, что на территории субъекта федерации введены ограничительные меры в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой, возлагающие на граждан, достигших возраста 65 лет, к которым относится административный истец, обязанность соблюдать режим самоизоляции. Копия определения не была направлена по адресу электронной почты, указанному в административном иске.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив представленный материал, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются: 1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; 2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; 3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; 4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; 6) в случаях, установленных федеральным законом, документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
К административному исковому заявлению могут быть приобщены иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.
При несоблюдении положений частей 1 и 2 настоящей статьи судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса, о чем извещает административного истца, и представляет разумный срок для устранения недостатков.
В случае, если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не были устранены, судья на основании статьи 129 настоящего Кодекса выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами.
По правилам статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Как следует из представленного материала, Маргиев В.С. обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Определением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 апреля 2020 г. административное исковое заявление Маргиева В.С. оставлено без движения, в качестве основания к оставлению административного искового заявления без движения судьей указано на непредставление административным истцом документов, подтверждающих обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, отчета об оценке, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа. В определении указан срок для устранения недостатков - до 20 мая 2020 г, разъяснено, что в случае неустранения недостатков административное исковое заявление будет возвращено.
Поскольку в срок, установленный в определении суда от 20 апреля 2020 г, документы в целях устранения недостатков поданного административного искового заявления представлены не были, судья, руководствуясь статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возвратил административное исковое заявление Маргиеву В.С.
Вместе с тем, при возвращении искового заявления судьей не учтено следующее.
Как указывалось выше, частью 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
По смыслу закона возвращение административного искового заявления возможно только в случае надлежащего исполнения судом обязанности по информированию лица, его подавшего, об оставлении искового без движения и сроке, до которого подобные недостатки должны быть устранены.
Кроме того, пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Копия определения об оставлении искового заявления без движения от 20 апреля 2020 г. была направлена судом административному истцу 29 апреля 2020 г, что подтверждается почтовым штемпелем, по адресу: "адрес", указанному в административном иске. Конверт был возвращен органом почтовой связи с отметкой "истек срок хранения".
При этом Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 27 марта 2020 г. N105 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в перечне заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции, согласно приложению 2 к настоящему Указу, возложена обязанность соблюдать режим самоизоляции (не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев прямой угрозы жизни и здоровью). Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.
Указанные меры сохраняли свое действие и на момент оставления административного искового заявления без движения и на момент его возвращения.
В указанной связи в данных фактических обстоятельствах суду надлежало убедиться в том, что административный истец имел возможность получить почтовое отправление или иным образом ознакомиться с вынесенным определением.
Вместе с тем, иные способы извещения административного истца об оставлении административного искового заявления без движения, в том числе направление копии определения представителю административного истца, непосредственно подавшему административный иск, как по почтовому адресу, так и по адресу электронной почты, сведения о которых также указаны в административном исковом заявлении, судом использованы не были.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, представленные материалы не свидетельствуют о том, что административный истец имел возможность узнать причины оставления административного искового заявления без движения, а также срок, до которого надлежит устранить недостатки, уклонился от получения корреспонденции. Соответственно, возвращение административного искового заявления в связи с неустранением недостатков, о которых истец не был осведомлен, не может быть признано законным.
На основании изложенного суда апелляционной инстанции приходит к выводу, что судьей допущено нарушение норм процессуального законодательства, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции, которому надлежит рассмотреть вопрос о продлении срока для устранения недостатков административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 мая 2020 г. о возвращении административного искового заявления отменить.
Материалы по административному исковому заявлению административного искового заявления Маргиева В.С. к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости (N9а-8/2020, УИД 15OS0000-01-2020-000055-36) направить на рассмотрение в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в качестве суда первой инстанции.
Судья Е.В. Анфалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.