Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Сиротиной Е.С, Катанаевой А.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-138/2020 (УИД 26OS0000-04-2020-000026-86) по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующими отдельных положений территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 618-п, по апелляционным жалобам Правительства Ставропольского края и министерства здравоохранения Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 1 июня 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителей Правительства Ставропольского края, министерства здравоохранения Ставропольского края Берест Е.Л, Карнауховой Е.В, Василенко К.А, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Буркалевой Л.П, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителя административного истца - прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
27 декабря 2019 г. Правительством Ставропольского края принято постановление N 618-п, пунктом 1 которого утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Территориальная программа).
Первоначальный текст нормативного правового акта размещен 27 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и 30 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
Разделом VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования.
Так, согласно абзацу 35 раздела VII территориальной программы (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 30 марта 2020 г. N 143-п) подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2020 году - 2395, 64 рубля, в 2021 году - 2392, 47 рубля, в 2022 году - 2373, 21 рубля.
Заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с административным иском о признании недействующим положения раздела VII Территориальной программы в части установления подушевых нормативов финансирования, мотивируя заявленные требования тем, что определенные им подушевые нормативы финансирования установлены в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права граждан, проживающих на территории Ставропольского края, на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 1 июня 2020 г. административное исковое заявление заместителя прокурора Ставропольского края удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Ставропольского края и министерство здравоохранения Ставропольского края просят решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционных жалоб представителем административного истца поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан).
Статьей 19 названного закона определено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, предоставляемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об основах охраны здоровья граждан разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установилобъемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья граждан положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) Федеральной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, необходимость установления в Территориальной программе подушевых нормативов финансирования, аналогичных, сходных со средними подушевыми нормативами финансирования, утвержденными в Федеральной программе, следует, в том числе из положений статей 8 и 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", согласно которым территориальная программа обязательного медицинского страхования, как составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, также формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Указанное опровергает доводы апелляционных жалоб об отсутствии в федеральном законодательстве правовых положений, указывающих на обязательность соблюдения в Территориальной программе средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Федеральной программой.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в соответствии с абзацем 35 раздела VII Территориальной программы (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 30 марта 2020 г. N 143-п) подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2020 году - 2395, 64 рублей, в 2021 году - 2392, 47 рублей, в 2022 году - 2373, 21 рублей.
При этом абзацем 40 раздела VII Федеральной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2020 году - 3593, 3 рублей, 2021 году - 3737 рублей и 2022 году - 3886, 5 рублей.
Разрешая административное дело, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
В то же время, проанализировав имеющее большую юридическую силу законодательство, регулирующее вопросы формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые региональные нормы с федеральным правовым регулированием, суд сделал правильный вывод о том, что установленные в Территориальной программе подушевые нормативы финансирования определены в меньшем размере, чем аналогичные нормативы Федеральной программы, в связи с чем правомерно признал оспариваемые предписания Территориальной программы недействующими.
Содержащиеся в апелляционных жалобах доводы аналогичны позиции административного ответчика и заинтересованного лица в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Так, судом обоснованно отклонена ссылка представителей административного ответчика и заинтересованных лиц на объемы финансирования, которая в рассматриваемом случае не имеет правового значения для разрешения заявленных в иске требований, поскольку реализация прав граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
Довод представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что оспариваемые подушевые нормативы финансирования на 2021 и 2022 годы являются плановыми, соответственно не могут нарушать права граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, правильно не принят судом во внимание, поскольку в Федеральной программе установлены нормативы объема медицинской помощи, финансируемой за счет субъекта Российской Федерации, также и на указанные годы. При этом, с учетом вышеприведенных законодательных положений Территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, в том числе и на плановый период.
Как верно указано судом, письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 11-7/И/2-12330 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", на которое ссылаются представители административного ответчика и заинтересованных лиц в обоснование своих доводов, носит разъяснительный характер, и само по себе, не может отменять, изменять требования и условия к разработке, утверждению и реализации Территориальной программы, регламентированные федеральным законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии оспариваемого в части нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 1 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ставропольского края и министерства здравоохранения Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.