Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кошелевой И.Л.
судей Переверзиной Е.Б, Подгорной Е.П.
при секретаре-помощнике судьи Дерюшевой Т.С.
рассмотрев административное дело 3а-182/2020 по административному исковому заявлению Моточука М.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения комиссии, обязании совершить действия и возбудить административное дело
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 16 июня 2020 года, которым административное исковое заявление Моточука М.В. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Переверзиной Е.Б, объяснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Дегай Т.Е, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
Моточук М.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области (далее по тексту - Комиссия) об отказе в пересмотре кадастровой стоимости от 20 февраля 2020 года N 02215, обязании Комиссии пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N с учётом оценки, установленной в отчёте от 29 августа 2019 года N АУ259-08.19.
26 мая 2020 года протокольным определением суда в качестве административного ответчика по делу привлечена комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости - жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого составляет 12 118 078 рублей, 72 копейки.
Административный истец Моточук М.В, полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
В качестве доказательства размера рыночной стоимости объекта недвижимости Моточуком М.В. представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 29 августа 2019 года N АУ259-08.19, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Агентство мониторинга и оценки "КРЕДИТ-СЕРВИС" Деменевым С.А, являющимся членом Некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
В соответствии с указанным отчётом итоговая рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на дату оценки 30 июня 2017 года составила 6 743 000 рублей.
20 февраля 2020 года административному истцу направлено уведомление, что его заявление Комиссией не принимается, так как заявление подано с нарушением установленного срока.
Решением Ленинградского областного суда от 16 июня 2020 года административные исковые требования Моточука М.В. удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, выразившееся в непринятии к рассмотрению заявления Моточука М.В. от 17 февраля 2020 года N 03602 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Суд обязал комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области рассмотреть заявление Моточука М.В. от 17 февраля 2020 года N 03602 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области просит отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать.
В жалобе указано, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года N 257. Дата, по состоянию на которую определена стоимость (дата формирования перечня объектов оценки) - 8 июля 2012 года. Объект недвижимости с кадастровым номером N, учтённый в Едином государственном реестре недвижимости 30 июня 2017 года, не прошёл пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года N 257. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N - 30 июня 2017 года. Кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном статьёй 24.19 Федерального закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113, с применением УПКС, утверждённых постановлением Правительства Ленинградской области по состоянию на 8 июля 2012 года. В этой связи заявления, поданные в Комиссию после 21 февраля 2019 года в отношении объектов, кадастровая стоимость которых определена в порядке, предусмотренном статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113, не рассматриваются. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N могут быть оспорены только в суде.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Моточук М.В. считает решение суда законным и обоснованным. Полагает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, действующий на основании доверенности, явился. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Моточук М.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учётом особенностей, установленных настоящей главой.
Согласно абзацу 5 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" решения и действия (бездействие) Комиссии могут быть оспорены в срок, установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец 17 февраля 2020 года обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N. В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости указано: установление в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
20 февраля 2020 года Моточуку М.В. направлено уведомление о том, что его заявление о пересмотре кадастровой стоимости к рассмотрению Комиссии не принимается со ссылкой на положения абзаца 10 статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также указано, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинградской области от 16 августа 2013 года N 257 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области" внесены в Единый государственный реестр 21 февраля 2014 года, в связи с чем, заявление не принято к рассмотрению, поскольку подано с нарушением сроков.
Административное исковое заявление Моточуком М.В. подано в Ленинградский областной суд 14 мая 2020 года, то есть в установленный законом срок, предусмотренный статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В этой части решение суда первой инстанции сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 18 марта 2020 года) заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 настоящего Федерального закона. На дату обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости абзац 10 статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривал, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости - жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", год постройки жилого дома - 2017.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года N 257.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером N определена по состоянию на 30 июня 2017 года и составляет 12 118 078 рублей, 72 копейки.
Из представленного административным истцом отчёта об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 29 августа 2019 года N АУ259-08.19, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Агентство мониторинга и оценки "КРЕДИТ-СЕРВИС" Деменевым С.А, следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости - жилого дома, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" на 30 июня 2017 года составляет 6 743 000 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N дата определения кадастровой стоимости, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 30 июня 2017 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что установленный абзацем 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" пятилетний срок подлежал исчислению именно с 30 июня 2017 года (дата определения кадастровой стоимости объекта), а не с 21 февраля 2014 года, как указал административный ответчик.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и сделаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с постановленным решением суда, однако они не содержат фактов, которые не были предметом проверки суда первой инстанции при рассмотрении дела. Суд установилвсе юридически значимые обстоятельства и дал надлежащую оценку собранным по административному делу доказательствам. Доводы жалобы направлены на ошибочное толкование указанных выше норм материального права.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке. Нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в том числе, по доводам апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.