Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, с участием прокурора Капсамун И.С.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-153/2020 по апелляционной жалобе Челябинского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на решение Челябинского областного суда от 19 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Челябинской области от 24 июля 2020 года N 165/1407-6 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Челябинское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителей административного истца Челябинского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Щербакова Я.Е, Данилова Д.В, Михайловой К.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Избирательной комиссии Челябинской области Кашновой В.В, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 11 июня 2020 года N 2431 выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области назначены на 13 сентября 2020 года.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 27 июня 2020 года N 150/1298-6 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, выдвинутый по единому избирательному округу Челябинским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", в количестве 53 человека.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 24 июля 2020 года N 165/1407-6 отказано в регистрации регионального списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания седьмого созыва, выдвинутого по единому избирательному округу Челябинским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", в связи с выявлением 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, недостаточным количеством достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения регионального списка кандидатов.
Челябинское региональное отделение Политической партии Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить указанное постановление об отказе в регистрации списка кандидатов и возложить на Избирательную комиссию Челябинской области обязанность зарегистрировать список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, выдвинутый по единому избирательному округу Челябинским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на нарушение избирательной комиссией требований избирательного законодательства при проверке подписей избирателей.
Решением Челябинского областного суда от 19 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить принятое судом первой инстанции решение, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что данное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 этого же федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом, иным законом.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В соответствии с пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.
Основания для признания подписей недействительными перечислены в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который к числу недействительных подписей относит, среди прочих, подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в"); подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 этой же статьи (подпункт "е"); подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона (подпункт "к"); подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (под пункт "л").
Подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в частях 6, 10, 11-1, 11-3, пункте 2-3 части 24 статьи 19 Закона Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области".
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 10 июня 2020 года N 145/1231-6 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов, - 13092; максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации списка кандидатов, - 14401.
Согласно постановлению Избирательной комиссии Челябинской области от 7 июля 2020 года N 158/1350-6 при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва проверке подлежат 6546 подписей избирателей, внесших свои подписи в подписные листы, что соответствует 50 процентов от необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, собранных для выдвижения списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу.
Судом первой инстанции установлено, что 15 июля 2020 года Челябинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в Избирательную комиссию Челябинской области представлены подписные листы, содержащие 13878 подписей избирателей, 6546 (50% от необходимого для регистрации числа) из которых проверены избирательной комиссией.
Как следует из итогового протокола проверки подписных листов от 21 июля 2020 года в результате проверки подписных листов, представленных Челябинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", 1469 подписей избирателей (22, 4% от общего количества проверенных подписей избирателей) признаны недостоверными и (или) недействительными, в том числе, по следующим основаниям: подпись избирателя выполнена другим лицом (29 подписей); дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно (8 подписей); фамилия, имя, отчество указаны избирателем несобственноручно (16 подписей); сведения об избирателях внесены не самими избирателями и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (25 подписей); сведения об избирателях в подписном листе не соответствуют действительности (797 подписей); участие в сборе подписей членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (463 подписи).
Данное обстоятельство, с учетом исключения из числа недействительных избирательной комиссией 21 подписи (итоговая число недействительных и (или) недостоверных подписей 1448 (22, 1%)) послужило основанием для принятия административным ответчиком решения об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого Челябинским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2020 года N 263/1938-7 жалоба административного истца на оспариваемое в рамках настоящего административного дела постановление оставлено без удовлетворения. При этом в мотивировочной части постановления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации указала на обоснованность выводов Избирательной комиссии Челябинской области в части признания недостоверными и недействительными 1299 подписей избирателей, что составляет 19, 8% от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки; достоверными признано 12579 подписей избирателей, что недостаточно для регистрации списка кандидатов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проверил обоснованность отнесения подписей избирателей к недостоверным и недействительным, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам и пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.
Установив, что общее количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составило 1297 подписей (с учетом исключенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и судом), что составляет 19, 8% от общего числа проверенных подписей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов административного истца о наличии оснований для отмены решения об отказе в регистрации вышеназванного списка кандидатов в депутаты.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных избирательной комиссией нарушениях при проведении проверки подписей избирателей судебной коллегией признаются несостоятельными, не свидетельствующими о неправильности выводов суда о правомерности отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты ввиду представления избирательным объединением недостаточного количества достоверных подписей избирателей, что установлено судом по результатам проведенного им исследования подписных листов и документов, послуживших основанием для признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными.
Ссылку Челябинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о незаконности признания подписей избирателей недействительными на основании информации об избирателях, предоставленной избирательной комиссии по запросу ГУ МВД России по Челябинской области, судебная коллегия полагает не состоятельной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность всех указанных в данной информации сведений, за исключением установленных как самим административным ответчиком, так Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и судом, не представлены они и с апелляционной жалобой. Более того, административный истец в апелляционной жалобе не указал номера листов и строк подписных листов, содержащих подписи избирателей (кроме подписи избирателя А. в отношении которого доказательств недостоверности указанной в информации ГУ МВД России по Челябинской области не представлены), которые, по его мнению, помимо установленных судом первой инстанции, неправомерно признаны недействительными на основании информации ГУ МВД России по Челябинской области, содержащей сведения об избирателях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключения экспертов изложены в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов, что соответствует требованиям к оформлению указанного документа, предъявляемым пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Изложенные в заключении экспертов выводы по существу не оспариваются.
Как верно указал суд первой инстанции в решении, отсутствие в первоначально выданных уполномоченному представителю Челябинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" ведомостях проверки подписей экспертов и члена рабочей группы на каждом листе об их недействительности не свидетельствует, поскольку каждая ведомость подписана данными лицами в момент их составления, до проведения заседания Избирательной комиссии Челябинской области, на котором решался вопрос о регистрации регионального списка избирательного объединения, подписи были поставлены на каждом листе ведомости, с направлением их копий уполномоченным представителям административного истца. При этом судом проверялось соответствие указанных ведомостей, расхождений не выявлено.
Приведенный в апелляционной жалобе довод об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт освобождения экспертов от основной работы, не подтверждает недостоверность и не может сам по себе поставить под сомнение достоверность выводов, указанных в предоставленных ведомостях проверки подписных листов.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для исключения из числа недействительных подписей, собранных членами избирательных комиссий с правом решающего голоса Г. и С..
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений названного пункта, являются недействительными.
Материалами дела подтверждается, что на момент сбора подписей избирателей в поддержку регионального списка кандидатов от Челябинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" сборщик подписей Г. являлась членом участковой избирательной комиссии избирательного участка N 652, С. - членом участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2425.
Установление данного обстоятельства являлось достаточным основанием для вывода об обоснованности применения административным ответчиком положений пункта 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и признания недействительными подписей избирателей на основании подпункта "к" пункта 6.4 статьи 38 этого федерального закона, без установления оснований включения Г. и С. в состав участковых избирательных комиссий, как ошибочно полагает податель жалобы.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что в числе иных лиц сбор подписей в поддержку регионального списка избирательного объединения Челябинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" осуществляли члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, правовых оснований для исключения из числа недействительных подписей избирателей, собранных данными сборщиками подписей, не имелось.
Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, в решении правильно указал, что избирательное законодательство не ставит возможность признания недействительными подписей, собранных членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, в зависимость от наличия, либо отсутствия у субъекта избирательных правоотношений информации о наличии у сборщика подписей соответствующего статуса.
При этом следует учесть, что Г. и С. включены в состав участковых избирательных комиссий в качестве членов комиссий с правом решающего голоса на основании предложений Челябинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко". Данное избирательное объединение, являясь инициатором включения данных лиц в состав избирательных комиссий, действуя с должной степенью внимательности и осмотрительности, не лишено была возможности проверить наличие (отсутствие) действующего статуса членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, в отношении лиц, которых оно привлекает для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу.
Доводы Челябинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о допущенных избирательной комиссией нарушениях прав избирательного объединения при проведении проверки подписных листов, получении итогового протокола проверки подписных листов, ведомостей проверки подписных листов, ознакомления с подписными листами, являлись предметом проверки в суде первой инстанции и правомерно отклонены судом, поскольку не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Признавая несостоятельными доводы административного истца об обязанности извещения избирательного объединения о проверке избирательной комиссией действительности указанных в подписных листах персональных данных лиц, поставивших свои подписи, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями пункта 3.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03 ноября 2003 года N 49/463-4 "О Перечне персональных данных и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", и организации доступа к этим сведениям", Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 19/137-4 "О Положении об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", согласно которым для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в орган государственной власти субъекта Российской Федерации используется государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы", включая регистр избирателей, доступ к которым имеет ограниченный круг лиц. При этом, голосование на данном этапе по результатам проверки подписных листов не проводится, решение не принимается.
О проведении проверки подписей избирателей 19 июля 2020 года Челябинское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" извещено, уполномоченный представитель избирательного объединения присутствовал. Копии итогового протокола проверки подписных листов, ведомостей проверки подписных листов, результатов проверки ГУ МВД России по Челябинской области вручены председателю Челябинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" 21 июля 2020 года по его запросу.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требований Челябинского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Челябинского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.