Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногий А.В, рассмотрев административный материал N9а-58/2020 по частной жалобе Коми Республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 19 августа 2020 года об оставлении без движения административного искового заявления, установил:
Коми Республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Республики Коми от 6 августа 2020 года N158/838-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "Коми региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России" по единому избирательному округу".
Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 19 августа 2020 года указанное административное исковое заявление оставлено без движения в связи с тем, что оно не соответствует требованиям процессуального закона; срок устранения процессуальных недостатков административного искового заявления определён до 26 августа 2020 года.
Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 27 августа 2020 года административное исковое заявление с приложенными документами в связи с не устранением процессуальных недостатков, изложенных в определении от 19 августа 2020 года, возращено (л.д.12).
Не согласившись с состоявшимся 19 августа 2020 года судебным постановлением, административным истцом подана частная жалоба, поступившая в суд 31 августа 2020 года (л.д.1-2), вместе с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока на её подачу (л.д.3-4).
Определением судьи от 1 сентября 2020 года административному истцу восстановлен срок на подачу частной жалобы на определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 19 августа 2020 года (л.д.5-6).
В частной жалобе административный истец просит отменить определение судьи об оставлении без движения административного иска, считая его незаконным и необоснованным.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощённого (письменного) производства без проведения устного разбирательства и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Исследовав административный материал, изучив доводы частной жалобы, судья приходит к следующему.
Оставляя административный иск без движения, судья, приняв во внимание, что иск мотивирован нарушением прав административного истца несоблюдением избирательным объединением "Коми региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России" по единому избирательному округу" требований к выдвижению списка кандидатов и заверением сведений о принадлежности кандидатов к партии и списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва по единому избирательному округу не уполномоченным на то лицом; исходил из отсутствия в документах, приложенных к административному исковому заявлению, документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (л.д.14-15).
Оснований согласиться с данным выводом судьи не имеется.
Пунктом 6 части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав.
Согласно частям 1, 2 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьёй, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьёй 129 настоящего Кодекса.
Глава 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, не предусматривает отдельных процессуальных требований в части формы и содержания административного искового заявления по делам этой категории.
При этом общие процессуальные установления, предъявляемые к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенным к нему документам, содержатся в статьях 125 и 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
К административному исковому заявлению прилагаются, среди прочего, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобождён от доказывания каких-либо из этих обстоятельств (пункт 3 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из содержания приведённого процессуального регулирования применительно к производству по делам о защите избирательных прав, документом, подтверждающим обстоятельства, на которых основаны доводы и требования истца, является непосредственно оспариваемое решение, копия которого была приложена административным истцом к иску (л.д.21).
Поскольку недостатки, указанные в определении судьи от 19 августа 2020 года, не основаны на достаточных процессуальных основаниях, при том положении, что истцом в иске заявлено ходатайство об истребовании дополнительных доказательств, вывод суда о наличии таких процессуальных недостатков и сделанный на его основе вывод о возращении иска признать соответствующим требованиям процессуального закона не имеется оснований.
Таким образом, вывод судьи о не исправлении административным истцом недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения и в последующем для его возвращения, является ошибочным.
Поскольку определение судьи о возвращении административного иска препятствует дальнейшему движению по делу и без его отмены невозможно восстановление нарушенных прав административного истца; учитывая сокращённые сроки рассмотрения дел данной категории, и исходя из разъяснений, данных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", судья полагает подлежащим отмене и определение судьи от 27 августа 2020 года о возвращении административного иска.
При таком положении, обжалуемое определение судьи, а также определение судьи о возвращении административного иска подлежат отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определения судьи Верховного Суда Республики Коми от 19 августа 2020 года об оставлении без движения административного иска, от 27 августа 2020 года о возвращении административного иска - отменить.
Административный материал N9а-58/2020 по административному исковому заявлению Коми Республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 6 августа 2020 года N158/838-6 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва, выдвинутого избирательным объединением "Коми региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России" по единому избирательному округу" - возвратить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Судья А.В.Белоногий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.